Геннадий Драницын
(в миру Григорий) — епископ Суздальский, сын причетника села Всегодич (теперь Ковровского уезда Владимирской губ.), обучался в Московской Академии (проф. Петров считает его малороссом под фамилией Грацинского, начавшим свое образование в Киеве или вообще на юге России и только окончившим его в Московской Духовной Академии).
С 1746 г. по 1754 год, последовательно занимал в ней должности учителя фары, грамматики, синтаксимы и пиитики.
После пострижения в монашество он в 1754 г. был назначен учителем философии, в феврале 1755 г. — префектом, а в сентябре — учителем богословия.
В мае 1757 г. он был назначен ректором и архимандритом Заиконоспасского монастыря, но через год был переведен в Иосифов Волоколамский монастырь "для облегчения и отдохновения от школьных трудов". 13 декабря 1761 г. Геннадий был посвящен в епископа Суздальского и 31 марта 1762 г., в вербное воскресенье, прибыл в Суздаль; здесь его встретили "с крестным хождением и с вербою". Геннадий заботился о благолепии своей "архиереепрестольной" церкви; между прочим он устроил в ней "место архиерейское резное". Он много заботился и о благоустройстве Суздальской семинарии и прежде всего упорядочил семинарское хозяйство.
Он перевел семинарию из тесного помещения при архиерейском доме в Спасо-Евфимиев монастырь, "подвергнул пересмотру весь продовольственный строй" и дал подробную инструкцию назначенному для заведования семинарским хозяйством комиссару.
Личный состав семинарии и консистории был далеко не удовлетворителен. "В подаваемых владыке консисторских докладах он многократно усматривал, что в выписку вносятся правила, вовсе к тому не относящияся, что, по мнению Геннадия, ни от чего другого происходило, как только от простоты присутствующих". Геннадий старался замещать должности образованными и способными людьми, всячески поощрял своих ставленников, берег их, смотрел сквозь пальцы на некоторые их слабости.
Но он был несчастлив в выборе людей, да и некого, по-видимому, ему было выбирать в провинциальной глуши Суздаля XVIII века. Пьянство со всевозможными дебошами доминировало над прочими суздальскими епархиальными неустройствами.
Покровительствуемый Геннадием префект Субботинский под влиянием "пьянственной" страсти "ни в чем другом обращался, как только в одних побоях, которые он без всяких правильных причин из своих рук налагал на своих учеников бесчеловечным образом"; в конце концов, допившись до белой горячки, он вообразил, что "ему Бог купину явил", и, зажегши фунт свечей перед иконой, чуть не сжег семинарию.
Другой префект, Семен Быстрицкий, попался в корчемстве.
Третий префект, игумен Арсений Изографов, "будучи под немалым куражом, сек учеников по обнаженным телам плетьми" и "весьма непристойные в отношении их малолетства чинил нападения", которые они не решались даже "изъяснить" владыке.
Особенно любимый Геннадием ректор, архимандрит Соломон Доброгорский, хотя уже после смерти Геннадия, под влиянием алкоголя впал в "гипохондрическую болезнь" и наделал самых "необыкновенных поступков". Официально Геннадий не мог оставить без внимания "непристойных префектовских" и иных поступков и наряжал строгие следствия, но, стоило провинившемуся педагогу "припасть к стопам" владыки и "всерабски просить архипастырского милосердого прощения", а особенно подать "надежду монашества", Геннадий тотчас прелагал гнев на милость и предписывал "начатое следствие оставить и в учиненных погрешениях архипастырское прощение объявить и, дабы впредь таковых непристойных поступков не чинил, обязать в силу указов подпискою". Субботинский, не исполнив даже обещания принять "монашеский образ", получил место протопопа сначала в Кинешме, потом в Юрьеве, где натворил новых дебошей; игумен Арсений через несколько месяцев после своих "непристойных" поступков с учениками был рекомендован Геннадием в качестве кандидата на архимандрию в Спасо-Евфимиев монастырь.
Вообще при Геннадии Суздальская семинария, как говорит ее историк Малицкий, "представляла типичный образец дореформенной школы со всеми ее недостатками и крайностями". Преподавание в ней стояло на таком низком уровне, что ученики философии могли только "тупо" прочесть латинский отрывок и из философии "выводились обратно в риторику" по распоряжению преемника Геннадия.
Кроме пьянства, в семинарии постоянным явлением были побеги учеников, находивших укрывателей в лице родителей.
Вообще не строгий, по выражению современников — "всещедро правительствовавший", Геннадий должен был прибегать к самым строгим мерам против беглецов и укрывателей: по его резолюциям отцов не только штрафовали и ссылали в "монастырские труды", но и вместе с сыновьями "при собрании семинаристов под колокольцом били в две плети". Бывший с 27 сентября 1771 г. членом Московской Св. Синода Конторы, 17 февраля 1775 г. Геннадий был назначен членом Синода для присутствования опять же в Московской Св. Синода Конторе, управлявшей в то время и Московской епархией, но менее чем через два месяца умер в Москве 12 апреля 1775 г., в первый день Пасхи, в 9 часов пополудни (по "Спискам Архиереев", 11 апреля).
Он был погребен в Суздальском кафедральном соборе. "Списки Архиереев", № 109; Смирнов С., "История Славяно-Греко-Латинской Академии", 201; "Труды Владимир.
Архивной Комиссии", VII (Малицкий, "История Суздальской семинарии"), 8—9, 28—29, 30—47, 67—74, 103, 113—114, 134—140; "Временник", XXII, 40, 200; Геронтий Кургановский, Архим., "Волоколамский Иосифов монастырь", 108; Розанов, "История Москов.
Епарх. управления", I, 219; Барсов T., "Синодал. учреждения наст. времени", I, 37; "Чт. Общ. Любит. Дух. Просв.", 1893 г., III ч. (Титов, "Суздальская Иерархия"), 60; проф. Петров, "Акты, относящиеся к истории Киев. Дух. Академии", отд. II, т. I, ч. 2, 38. В. Шереметевский. {Половцов} Геннадий Драницын (Григорий) — епископ Суздальский и Юрьевский.
Родился в семье причетника села Всегодич Ковровского уезда Владимирской губернии.
Обучался в Московской духовной академии.
Профессор Н.И.Петров считает его малороссом под фамилией Грацинского, начавшим свое образование в Киеве или где-то на юге, а окончившим в Московской духовной академии.
С 1746 года по 1754 год был учителем академии по различным предметам.
В 1754 году принял монашество.
В феврале 1754 года назначен префектом той же академии и учителем философии, а затем и богословия.
С 12 мая 1757 года — ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря.
В 1758 году переведен в Иосифо-Волоцкий монастырь. 13 декабря 1761 года хиротонисан во епископа Суздальского.
С 27 сентября 1771 года — член Московской синодальной конторы. 15 октября 1774 года переносил мощи князя-мученика Михаила Черниговского (память 14/27 февраля и 20 сентября/3 октября) в Архангельский собор Московского Кремля, во вновь устроенную раку. Скончался в Москве 12 апреля 1775 года, в первый день Пасхи. Погребен в Суздальском кафедральном соборе.
Преосвященный Геннадий много заботился о благолепии своей "архиерепрестольной" церкви и о благоустройстве Суздальской духовной семинарии, которая, по словам историка Н. В.Малицкого, "представляла типичный образец дореформенной школы со всеми ее недостатками и крайностями". Личный состав семинарии и консистории в то время был далеко неудовлетворительным.
Епископ Геннадий старался замещать должности образованными и способными людьми, всячески поощрял своих ставленников, берег их и иногда смотрел сквозь пальцы на некоторые их слабости.
Несмотря на это, образованных воспитанников не хватало.
Среди преподавателей было развито пьянство, на борьбу с которым епископ Геннадий приложил много труда. Часто по своей незлопамятности и из-за недостатка необходимых кадров, преосвященный прощал многие проступки провинившимся.
Приходилось вести борьбу и с имевшими место явлениями побегов учеников из семинарии.
Причем в этом случае он строго наказывал и сбежавшего, и его родителей, которые укрывали беглецов.
Литература: Петров Н. И., профессор.
Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Духовной Академии (1721—1795): в 4 т. — Киев, 1904—1907, отд. 2, т. 2, с. 38. Барсов Т. В. Синодальные учреждения настоящего времени. — Вып. 1. — СПб., 1899, ч. 1, с. 37. Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода: 1721—1821: в 3 т. — М., 1869—1871, т. 1, с. 219. Смирнов С. К., протоиерей.
История Московской славяно-греко-латинской академии. — М., 1855, с. 201. Геронтий (Кургановский), архимандрит.
Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. — СПб., 1903, с. 108. Титов А. А. Суздальская иерархия // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.; Сергиев Посад, 1893, ч. 3, с. 60. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 159,184, 658. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 109. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 45. Малицкий Н. В. История Суздальской духовной семинарии (1723—1788) // Труды Владимирской ученой архивной комиссии: в 18 кн. — 1899—1918, кн. 7, с. 8—9, 28—29, 30—47, 103, 113—114,134—140. Скворцов Н., священник.
Московский Кремль // Русский архив. — 1893, кн. 3, с. 14. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 4, с. 405—407. Геннадий Драницын (Григорий) — еписк. суздальский, писатель; † 11 апр. 1775 г. {Половцов}