Гаврюшин Николай Константинович
(р. 28.11.1946) — спец. в обл. истории религ.-филос. и научной мысли в России; канд. филос. наук. Род. в Москве.
Окончил филол. ф-т МГУ (1970). С 1971 работает в ИИЕТ АН СССР (ныне РАН): с 1983 — ст. н.с, с 1987 — рук. Проблемной группы по изучению памятников науки и техники.
Параллельно преподает в Моск. Дух. академии (с 1987 читает курс истории рус. религ. мысли). Канд. дисс. — "Художественное творчество и развитие науки (становление идеи освоения космоса)" (1973). Осн. работы Г. посвящены взаимосвязи научного и художеств. творчества в диахроническом и синхроническом аспектах, истории космологических идей и рус. космизма, истории логики на Руси в XI—XVIII вв., религ. антропологии и эстетике, христ. апологетике.
Г. выявлено и изучено более 150 рукописей славяно-рус. "Диалектики" XI—XVII вв., введены в научный оборот антропологический трактат XVII в., "Сказание о древе Порфирия" А.М.Курбского, соч. Максима Грека "О святых иконах", ряд работ К.Э.Циолковского ("Свойства космоса", "Необходимость космической точки зрения" и др.), П.А.Флоренского ("Электротехническое материаловедение"), С.Н.Трубецкого ("Чему нам надо учиться у материализма"), Т.И.Райнова ("Odintzoviana"), а также Щукинская рукопись "Слово о полку Игореве". Г. — сост. и ред. антологии "Философия русского религиозного искусства XVI—ХХвв." (М., 1993). Соч.: "Диалектика" на Руси (XI—XVII ее.) // Памятники науки и техники. 1987—1988. М., 1989; Т.И.Райнов и русский космизм // Там же. 1989. М., 1990; Б.П.Вышеславцев и его "философия сердца" // ВФ. 1991. № 4; Космический путь к "вечному блаженству" (К.Э.Циолковский и мифология технократии) // ВФ. 1992. № 6; Русская философия и религиозное сознание // ВФ. 1994. № 1; Эрос пространственности.
А.Г.Габричевский и русская эстетика 1920-х годов // Там же. № 3.