Гарнцев Михаил Анатольевич
(р. 26.07.1953) — спец. в обл. истории заруб. филос.; канд. филос. наук, доц. Род. в г. Москва.
Окончил филос. ф-т МГУ (1975) и асп. того же ф-та (1978). С 1979 по наст. время — на науч. и преп. работе на каф. истории заруб. филос. филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — "Философская предыстория картезианского “Cogito”" (1981). Переводчик филос. текстов с лат. [Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Соч. T.I. M., 1989; Томмазо де Вио (Каэтан).
О понятии сущего // Историко-философский ежегодник-91. М., 1991; Гуго Сен-Викторский.
О созерцании и его видах // Знание за пределами науки. М., 1996] и древнегреч. [Плотин.
О благе или едином (VI 9[9]) // Логос. 1992. № 3; Плотин.
Об исторжении (I 9). О сущности души I (IV 2). О сущности души II (IV 1) // Плотин.
Соч. СПб.; М., 1995] языков.
Осн. напр, иссл.: филос. мысль Др. Востока, античности, средневековья и нового времени.
В наст. вр. в центре науч. интересов — позднеантич. неоплатонизм (Плотин, Прокл, Дамаский).
Изучает закономерности филос. осмысления структур человеч. самосознания (на основе имманентного и сравнит, анализа концепций самосознания, разработ.
Аристотелем, Плотином, средне-век, схоластами, Декартом и др.). Достигнутые в ходе этого изучения результаты позволяют нетривиально взглянуть на соотношения чистого и эмпирич. "Я", интуиции и дискурсивного мышления, всевременнос-ти и длительности, свободы и необходимости.
Соч.: Плотин о соотношении дискурсивного и недискурсивного мышления // Некоторые вопросы историко-философской науки. М., 1984; Проблема самосознания в античной и раннесредневековой европейской философии (Аристотель, Плотин, Августин) // Историко-философский ежегодник—86. М., 1986; Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта).
М., 1987; От Бонавентуры к Дунсу Скоту: к характеристике августинианства второй половины XIII — начала XIV в. // Средние века. Вып.51. М., 1988; Антропология в византийской мысли: к характеристике концептуальной парадигмы // Логос. 1991. № 1; Проблема абсолютной свободы у Декарта // Логос. 1996. № 8; Дамаский о невыразимом // Логос. 1999. № 6(16).