Гансовский Север Феликсович
(1918-1990). Рус. Сов. Прозаик, драматург, известный также произв.
Др. жанров, один из ведущих авторов сов. НФ 1960-80-х гг. Род. В Киеве (ныне – Украина), работал грузчиком, матросом, электромонтером, почтальоном, школьным учителем; участник Великой Отечественной войны, тяжело ранен; после войны окончил филол. Ф-т ЛГУ и занялся лит. Деятельностью.
Чл. СП. Первая НФ публикация – “Гость из каменного века” (1960). Лауреат премии “Аэлита”-89. НФ тв-во Г. ограничено, в осн., произв.
Малых форм; его повести и р-зы составили сб. – “Шаги в неизвестное” (1960), “Шесть гениев” (1965), “Три шага к опасности” (1969), “Идет человек” (1971), “Человек, который сделал Балтийское море” (1981), “Инстинкт?” (1988). Ранние произв.
Писателя, во мн. Традиционные, повествуют о встречах человека с необычными явлениями, однако упор делается не не сами “феномены”, в на психол.
Реакцию на них обыкновенного человека.
Герой р-за “Миша Перышкин и Антимир” (1963) встречается с жителем антимира; персонажи р-за “Стальная змея” (1963) – с неизв. Науке животным, обладающим удивительной силой и жизнеспособностью.
Из ранних произв.
Также выделяются: р-зы – “Хозяин бухты” (1962), в к-ром описано необычное животное, состоящее из отд. Клеток, способных объединяться в целый организм и разъединяться, “Не единственные сущие” (1962) и “Спасти декабра!” (1969), действие к-рых происходит на Венере, “Таньти” (1965), а также повесть “Чужая планета” (1965). Мн. Персонажи Г. обладают необычными способностями, не испытывая при этом “комплексов сверхчеловека “: в р-зе “Новая сигнальная” (1963), действие к-рого происходит во время войны, это телепатия (точнее, способность видеть сны др. людей); в одной из лучших новелл писателя, “Голос” (1963), - хирургическим путем “привитая” гениальность; в р-зе “Мечта” (1964) герой сумел даже левитировать, не прибегая к тех. Приспособлениям; в “Ослеплении Фридея” (1963) – резко увеличить диапазон своих ощущений, научившись видеть инфракрасные лучи; в р-зе “Двое” (1963) – мобилизовав огромные внутренние резервы организма, обрести то искомое “единение с природой”, о к-ром грезили все авторы утопий.
Особенно выделяется р-з “Пробуждение” (1969), демонстрирующий, какую яркую и неординарную жизнь человек губит, погрязнув в мелочах быта, вместо того, чтобы раскрыть дремлющие внутри каждого творческие потенции.
В ряде повестей и р-зов Г. углубляется (с разной степенью успеха) в сферу социальную.
В р-зе “Доступное искусство” (1965) развенчивается технократическая иллюзия о точном (на молекулярном уровне) копировании шедевров живописи; герой одной из лучших повестей писателя, “Винсент Ван Гог” (1970), - заурядный мошенник, захотевший (с помощью путешествий во времени) скупить у гениального художника прошлого его картины и оставивший эту затею, преобразившись при общении с гением и его искусством; экранизирована (см. “Винсент Ван-Гог”). В раннем р-зе “Три шага к опасности” (1969), повести “Часть этого мира” (сокр. 1973; доп. 1981) и примыкающем к ней р-зе “Побег” (1977) изображены разл. Варианты иллюзорной электронной и информационной “утопии”, скрывающей изнанку-антиутопию.
Герои одного из лучших р-зов Г. и всей сов. НФ 1960-х гг., “День гнева” (1964), сталкиваются с “отарками” – бывшими медведями, к-рым ученые, духовные наследники д-ра Моро из романа Г.Уэллса, в качестве эксперимента развили интеллект - и решают вместе с читателями вопрос, только ли совершенный мозг делает человека человеком; экранизирован (см. “День гнева”). В др. значительном р-зе, “Полигон” (1966), человеческий мозг, идущие о него “волны страха” способны активизировать нов. Оружие, к-рое в финале обращается против своего создателя.
Интересна одна из первых в сов. НФ попыток описать деятельность “прогрессоров”-инопланетян на Земле в р-зе “Дом с золотыми окошками” (1966), а “прогрессоров”, исправляющих земную историю – в также пионерском (для отечественной лит-ры) р-зе “Демон истории” (1968) и повести “Башня” (сокр. 1981). Из др. поздних произв.
Г. выделяются: р-з “Человек, который сделал Балтийское море” (1976) и радиопьеса “Млечный путь” (сокр. 1974; доп. 1975), включенная в сб. “Млечный путь: радиопьесы” (1979). Вл. Б.