Галлай Марк Лазаревич
[3(16).04.1914—14.07.1998] — заслуженный летчик-испытатель СССР (№ 3, 1959), Герой Советского Союза (1957), полковник-инженер, д.т.н. (1972), профессор (1994). С 1936 г. работал в ЦАГИ. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Воевал в составе 2 от. иаэ ЛИИ, 128 бап, 890 апдд. С июля 1943 г. вновь на испытательной работе в ЛИИ, НИИ-17, ОКБ В. М. Мясищева.
Испытывал 3М, И-215, И-320, Ла-5, Ла-200, МиГ-9, Пе-2, Ту-4, Як-7, Як-20, трофейный Me-163. С 1959 г. занимался научно-исследовательской работой в области динамики полета и методики летных испытаний.
В 1960—1961 гг. был инженером-методистом отряда космонавтов.
Затем снова работал в ЛИИ. Всего освоил 125 типов ЛА. Опубликовал 30 научных работ. Член Союза писателей СССР. Автор книг: "Первый бой мы выиграли", "Через невидимые барьеры", "Испытано в небе", "Я думал: это давно забыто" и др. Снимался в качестве дублера в художественных фильмах.
Галлай, Марк Лазаревич (16.4.1914—14.7.1998). Летчик-испытатель.
Родился 3 (16) апреля 1914 года в Санкт-Петербурге.
По национальности еврей. С 1930 работал токарем на заводе "Красный Октябрь". В 1932—1935 учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ. В 1935 перевелся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937. С 1935 летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе.
В 1936 окончил самолетное отделение аэроклуба, был в нем инструктором парашютного спорта.
С 1937 работал инженером в ЦАГИ. Без отрыва от работы окончил летную школу ЦАГИ и в сентябре 1937 стал летчиком-испытателем ЦАГИ. Провел испытания бомбардировщика СБ на трехколесном шасси (1940). С апреля 1941 по июль 1950 — на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте.
Провел испытания СБ на флаттер (1941), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941). В Советской армии с 1941. Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 — летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г. Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов, сбил 1 самолет противника.
В январе-марте 1942 — заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на самолете Пе-2; в мае-июне 1943 — летчик 890-го авиационного полка (Авиация дальнего действия), совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота самолета Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника.
В июне 1943 года был сбит над территорией, оккупированной врагом, и выпрыгнул с парашютом.
Нашел партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на самолете был вывезен за линию фронта.
Поднял в небо и провел испытания истребителя МиГ-9 ("Ф-3") (9.08.1946). Провел испытания пороховых стартовых ракет на Пе-2 (1943); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943), испытания Як-7 с опытным ламинизированным крылом (1944); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ (1944); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946), первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (1946), дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947—1949). Участвовал в испытаниях самолетов И-215 (1948), Як-20 (1950). В 1950—1953 — летчик-испытатель НИИ-17; провел испытания радиолокационного оборудования истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200. В 1953—1958 — летчик-испытатель ОКБ В. М. Мясищева; поднял в небо и провел испытания самолета 3М (1956). Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Марку Лазаревичу Галлаю присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
С 1958 — в запасе.
За время летной работы освоил около 125 типов самолетов, вертолетов и планеров. 17 февраля 1959 года в числе первых ему присвоено звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР" (№ знака — 3). В 1958—1975 работал в ЛИИ старшим научным сотрудником.
В 1960—1961 — инженер-методист отряда космонавтов.
С 1959 был заместителем председателя методического совета МАП по летным испытаниям.
Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других).
Опубликовал около 30 научных работ. Преподавал в МАИ. Доктор технических наук (1972), профессор (1994). Член Союза писателей, автор многих книг. Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета", медалями.
Жил в Москве.
Умер 14 июля 1998 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.