Гагара Василий Яковлев
— паломник XVII века, купец, уроженец города Плеса-на-Волге, жил в Казани и вел торговлю с Востоком.
По собственному свидетельству, он до 40 лет вел жизнь греховную ("аки свинья в кале греховне пребых, блуд творяше беспрестанно"), пока удары судьбы не заставили его исправиться.
Дела его расстроились: товар, посланный в Персию, потонул в море; почти одновременно скончалась его жена. Под влиянием этих несчастий Г. дал обет отправиться в Иерусалим "помолитися и у Господня гроба приложитися, и во Иердане искупатися, и многим патриархом греческим о гресех своих блудных и скверных покаятися и потом от них приняти благословение". После этого он в один год нажил вдвое более потерянного и решил привести свой обет в исполнение.
В 1634 г. Г. отправился в путь со своим слугой Гаранькой, раньше ездившим с его товарами в Персию.
Путешествие до Иерусалима длилось целый год. Шел он на Астрахань, Тифлис, Эривань, Ардаган, Карс, Эрзерум, Севастию, Кесарию, Алеппо, Амидонию, Дамаск и Самарию.
Не застав в Иерусалиме патриарха Феофана, Г. пробыл там только три дня и отправился в Египет к Александрийскому патриарху Герасиму.
В Египте пробыл он 14 недель (с декабря 1635 г. до половины марта 1636 г.) и получил от патриарха грамоту к царю Михаилу Феодоровичу.
Посетив на обратном пути Синай, Г. за две с половиной недели до Пасхи пришел в Иерусалим и встретил здесь Светлый праздник, приходившийся в 1636 г. на 17 апреля.
Возвращаясь на родину, он пошел сначала прежним путем, но, услышав о движении персидских войск против турок, не решился идти на Грузию, а свернул к Черному морю и имел намерение от Синопа продолжать путь морем. Греки, однако, отсоветовали ему морское путешествие вследствие слухов о походе Крымского хана на Русскую землю. Тогда Г. пошел по морскому берегу по направлению к Константинополю, переплыл море у Галлиполи и через Болгарию и Румынию достиг Польши.
В Виннице его приняли за московского посла в Турции и держали в заключении в продолжение 14 недель, пока не пришла грамота о нем из Москвы.
Из Винницы Г. отправился в Киев, где виделся с митрополитом Петром Могилой, и в конце апреля или начале мая 1637 г. был уже в Москве.
За свои странствования и вести о восточных делах он был записан в гостиную сотню и остался жить в Москве.
До нас дошло описание путешествия Г., сделанное им самим. По отзыву архимандрита Леонида, оно по простодушию и излишней доверчивости к сказаниям вожей стоит ниже описаний наших паломников из духовенства и замечательно лишь потому, что Г. первый из русских посетил Иерусалим после Смутного времени и, так сказать, возобновил сношения русских людей с дорогой их сердцу святыней.
Интересно оно также потому, что дает описание Грузии.
По мнению A. H. Пыпина, Г. — образчик среднего русского человека первой половины XVII века; незаурядный деловой человек, достаточно книжный, он чрезвычайно любопытен первобытностью своих понятий.
Сочинение его — рассказ мирянина, отличающегося простодушным и грубоватым реализмом старинного московского человека и бесконечным легковерием ко всему фантастическому; оно с самого начала преисполнено чудесами. "Житие и хождение в Иерусалим и Египет" Г. сохранилось в нескольких списках, которые находятся в Московском Архиве Министерства Иностранных Дел и библиотеках: Императорской Публичной (3 списка), графа Уварова и Казанской Духовной Академии; существовали и другие списки, неизвестно где теперь находящиеся.
Списки эти разделяются на две группы: ранней редакции и поздней, отличающейся от первой более книжным и искусственным языком и не содержащей очень откровенного рассказа Г. о его прегрешениях до паломничества.
С хождением Г. впервые наиболее обстоятельно познакомил публику А. Н. Муравьев в 1848 г. в предисловии к своему "Путешествию к Святым местам в 1830 г.". Сводный текст хождения по двум спискам второй редакции был издан И. П. Сахаровым в его "Сказаниях русского народа" (СПб., 1849 г., т. II) и перепечатан почти целиком с некоторыми исправлениями и подстрочными примечаниями архимандритом Леонидом в его статье: "Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV—XVII веков" (Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс., 1871 г., т. І и отдельно).
По списку, представляющему особый извод первой редакции, но только неполному и искаженному, хождение было напечатано И. М. в 1851 г. (Временник Общ. Истор. и Древн. Росс., т. X); сокращенный пересказ начала хождения Г. по этому же изводу представляет отрывок, напечатанный в 1869 г. A. H. Поповым в "Обзоре хронографов русской редакции". Текст хождения обеих редакций, с указанием разночтений всех списков, напечатан С. О. Долговым в 33-м выпуске "Православного Палестинского Сборника" (СПб., 1891 г.). "Православный Палестинский Сборник", вып. 33, СПб., 1891. — Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс., 1871 г., т. I. — А. Н. Пыпин, "История русской литературы", т. II. {Половцов}