Фортов Владимир Евгеньевич
вице-президент РАН, действительный член РАН (1991); родился 23 января 1946 г. в г. Ногинске Московской области; окончил МФТИ в 1968 г., доктор физико-математических наук, профессор; работал в Институте физической химии, во Всесоюзном заочном политехническом институте и Институте высоких температур АН СССР; 1992—1993 — заведующий отделом, директор Научно-исследовательского центра теплофизики импульсных воздействий Объединенного института высоких температур РАН; с 1993 г. был заведующим кафедрой МФТИ; 1993—1996 — председатель Российского фонда фундаментальных исследований; с 1995 г. — заместитель академика-секретаря Отделения физико-технических проблем энергетики РАН; в августе 1996 г. был назначен председателем Государственного комитета РФ по науке и технологиям, затем — министром науки и технологий, одновременно до марта 1997 г. являлся заместителем Председателя Правительства РФ; в марте 1998 г. вышел в отставку в составе кабинета В. Черномырдина; являлся также: с октября 1996 г. — председателем российской части межгосударственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству между РФ, Израилем и Данией, с января 1997 г. — заместителем председателя Правительственной научно-технической комиссии; член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО; член-корреспондент Международной ассоциации по физике и технике высоких давлений, член Национальных советов по комплексным проблемам "Теплофизика", "Физика высоких давлений"; член редколлегии журнала "Теплофизика высоких температур"; лауреат Государственной премии СССР (1988), премии им. Перси Бриджмена за 1999 г. (присуждается Международным союзом физики и техники высоких давлений за работы в области физики плазмы), премии немецкого научного общества им. Макса Планка (2002), Международной премии им. Ханса Альфвена в области ядерной физики (2003); имеет правительственные награды; женат, имеет дочь; кандидат в мастера спорта по шахматам.
Выступал за эволюционное реформирование российской науки на основе разработанной Концепции на период 1997—2000 годов и создаваемой законодательной базы научно-технической политики.
По мнению В. Фортова, после смены общественно-политической формации с начала 90-х годов российская наука оказалась отодвинутой на задний план, превратилась в "нелюбимого ребенка государства". Прошлые научные приоритеты "повисли в воздухе", а новые не были расставлены до последнего момента.
Финансирование науки снизилось в 10—15 раз. "Сегодня мы вплотную приблизились к черте, за которой отечественную науку будет невозможно сохранить даже при достаточном выделении средств" ("Российская газета", 14.10.1997). Среди основных путей реформирования науки называет переход к многоканальному финансированию науки; переход к экономическим механизмам координации НИОКР; коммерциализацию прикладной науки; интеграцию науки и образования в виде новых для России "исследовательских университетов"; развитие фондовой системы поощрения грантами; внедрение финансирования по целевым программам и материальной поддержки проектов, способных обеспечить научно-технический приоритет России; поощрение инновационного предпринимательства; объединение российского научного потенциала с предпринимательским потенциалом стран, не имеющих собственной фундаментальной науки.