Флоровский Георгий Васильевич
[28.08(09.09).1893 — 11.08.1979] — философ, ученый и религ. мыслитель.
Род. в Елизаветграде, в семье священнослужителя (отец был ректором Одесской дух. семинарии).
Поступил в Одесский ун-т на ист.-филол. ф-т, занимался также историей филос. и естеств. науками (его экспериментальная работа по физиологии слюноотделения была одобрена И.П.Павловым и опубликована в Записках Академии наук за 1917). Окончив ун-т и сдав магистерский экзамен по филос., был принят приват-доц. на кафедру филос. В январе 1920 эмигрировал вместе с родителями в Болгарию, где участвовал в создании Рус. религ.-филос. об-ва. В 1923 в Праге защитил дисс. по ист. филос. Герцена.
В 1926 приглашен проф. кафедры патрологии Рус. ин-та богословия в Париже.
В 1932 принял священство.
Начало Второй мировой войны застало его в Югославии, откуда он только после войны смог вернуться в Париж, где возобновил преп. деятельность.
В 1948 Ф. переехал в США, где преподавал, а затем стал деканом Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. В 1956 приглашен проф. по истории Вост. церкви Гарвардского ун-та, затем работал в Принстоне.
Ф. вел активную об-ществ.-религ. деятельность, был одним из учредителей Всемирного совета церквей.
Умер в Принстоне, похоронен в Трентоне (штат Нью-Джерси).
По словам Н.О.Лосского, "самый православный из современных русских философов", Ф., внес серьезный вклад в такие разл. обл., как литература, история филос., богословие, история рус. религ. мысли. Известный деятель амер. Православной церкви И.Мейндорф в предисловии к фундам. труду Ф. "Пути русского богословия" отмечает, что хотя в обл. богословия Ф. был блестящим самоучкой, не обладая формально богословской подготовкой, он не только погрузился в изучение отцов церкви, но и приобрел известность как патролог.
Его труд "Пути рус. богословия" признавался многими как осн. библиографический справочник по истории дух. культуры России.
Эта кн. выдержала многочисленные изд. (экземпляры первого изд. стали библиографической редкостью, т. к. тираж почти полностью погиб во время бомбардировки Белграда).
Мировоззрение Ф. на протяжении всей его жизни эволюционировало в сторону все большей ортодоксальности традиц. православного богословия.
Он активно полемизировал с "софиологич." трактовкой православия В.С.Соловьева, П.Флоренского и С.Н.Булгакова.
Разделял ряд идей евразийства.
Принимал участие в самом первом программном сб. "Исход к Востоку.
Предчувствия и свершения.
Утверждение евразийцев" (1921). По-видимому, его объединяло с евразийством утверждение своеобразия росс. пути развития, в корне отличающегося от западного, сугубо критическое отношение к зап. типу рациональности, вообще к зап. культуре, а также призыв базироваться на истинно православной вере и традициях.
Но вместе с тем он не принимал нек-рых специфически евраз. идей, напр., о дух. близости рус. и тюрко-степной культур, о превращении евраз. в стройную систему официальной росс. идеологии, способной конкурировать с марксизмом и заменить его. Напечатав еще несколько статей в евраз. изд., Ф. отходит от движения.
Окончательные идеологизация, политизация и, как казалось многим, пробольшевизм евразийства конца 20-х гг. сделали Ф. одним из основательных критиков этого течения.
Статья "Евразийский соблазн" (1928) считается одним из самых серьезных и тщательных критических анализов евраз. идеологии.
В американский период жизни Ф. много печатался на англ. яз., на к-ром вышло и его 14-томное собр. соч. Соч.: Разрывы и связи // Исход к Востоку.
Предчувствия и свершения.
Утверждение евразийцев.
София, 1921; Хитрость разума // Там же; О народах неисторических (страна отцов и страна детей) // Там же; О патриотизме праведном и греховном // На путях. Утверждение евразийцев.
Кн.2. Берлин, 1922; Достоевский и Европа.
София, 1922; Два Завета // Россия и латинство.
Берлин, 1923; Окаменелое бесчувствие.
По поводу полемики против евразийцев // Путь. Париж, 1926. № 2; Евразийский соблазн // Современные записки.
Париж, 1928. № 34; Окаменелое бесчувствие (по поводу полемики, против евразийцев) // Путь. 1929. № 2; Томление духа // Там же. 1930. Кн.20 (о П.Флоренском);
Религиозные темы Достоевского // Россия и славянство. 1931. Февраль;
Восточные отцы IV века. Париж, 1931; Пути русского богословия.
Париж, 1937 (переизд. — Киев, 1991); Метафизические предпосылки утопизма // ВФ. 1990. № 10; Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе.
М., 1991. Г.Т. Койшибаев Флоровский, Георгий Васильевич Род. 1893, ум. 1979. Православный богослов, историк, специалист по патристическому и византийскому богословию IV—VIII вв., истории русского религиозного сознания.
В начале 20-х гг. эмигрировал.