Флеровский Василий Васильевич
(настоящая фамилия Бepви) [1829—1918] — известный в свое время публицист и социолог, выступавший также в качестве беллетриста и критика.
Сын профессора Казанского ун-та; по окончании в 1849 ун-та служил в министерстве юстиции и имел в виду получить профессорскую кафедру.
В 1862 Ф. обратился к царю со смелым письмом-протестом по поводу ареста 13 мировых посредников Тверской губ., сделавших заявление конституционного характера; за это он был арестован, подвергся освидетельствованию умственных способностей и выслан в Астрахань.
После этого он долго преследовался правительством: высылался в Сибирь, Вологду, Архангельскую губ., жил под надзором полиции в разных провинциальных городах.
В начале 70-х гг. имел связи с революционными кружками чайковцев и долгушинцев; для последних написал в 1873 агитационную брошюру "О мученике Николае и как должен жить человек по закону правды и природы", надочатанную в Швейцарии.
В том же году в переделанном виде под заглавием "Как надо жить по закону природы и правды" брошюра была отпечатана Долгушиным летом в дер. Сареево.
Лит-ая деятельность Ф. была весьма разнообразна; он выпускал работы по вопросам социально-философским, экономическим, правовым и пр. Участвовал в "Современнике", "Дне", "Отечественных записках", "Неделе", "Слове", "Русской мысли", "Русской речи", "Устоях" и пр. Часть его работ была издана нелегально за границей и подверглась конфискации в России.
Наибольшей популярностью пользовалась его вышедшая в 1869 книга "Положение рабочего класса в России". Другой настольной книгой для революционной молодежи 70-х гг. была его "Азбука социальных наук" [1871]. Книга его "Положение рабочего класса в России" вызвала одобрительный отзыв К. Маркса, подчеркнувшего в ней правдивость изображения русской жизни. Маркс назвал ее "самой важной книгой, вышедшей после "Положения рабочего класса в Англии" Энгельса". Флеровский был чистокровным идеалистом, убежденным, что для перестройки общественных отношений людям достаточно понять неразумность и несправедливость существующего строя. Ф. решительно отвергал классовую борьбу.
Тем не менее он дал сильную критику русских общественных отношений, пропитанную ненавистью к правительству и помещикам, и восхвалял западноевропейский конституционный строй. В 70-е гг. теории Ф. оказывали сильное влияние на энтузиастически настроенных молодых народников.
Как литературный критик Ф. выступил в 1868 со статьей "Изящный романист и его изящные критики" (подпись "С. Навалихин"), направленной против "Войны и мира" Л. Толстого.
Ф. здесь доказывает, что любимые герои автора совершенно лишены нравственного чувства, тупы и необразованны; что в романе дается ряд "возмутительно грязных сцен". Ф. совершенно не понял величайшего создания русской литературы.
Ф. написал обширный роман "На жизнь и смерть" [1877], изданный за границей, и несколько повестей ("В глуши", 1856, "Галатов", 1879, "Философия Стеши", 1882, "Забытая история", 1880). В романе и в повестях Ф. дал образы революционеров, пропагандируя дорогие ему идеи альтруизма и энтузиазма; много внимания Ф. уделял своей идее создания новой религии, основанной на разуме.
Беллетристические произведения Ф., тягучие и многословные, не показывают в нем художественного дарования и не пользовались никаким успехом даже в свое время. Библиография: I. Кроме названных в тексте: Положение рабочего класса в России, СПб, 1869; Свобода речи, терпимость и наши законы о печати, СПб, 1869 (без имени автора);
Три политические системы: Николай I, Александр II, Александр III, S. I. [Лондон], 1897 (автобиография в сокращенном виде напечатана в "Голосе минувшего", 1915, III, IV, VI, VII, VIII, IX; 1916, I, II, V — VI. Еще более сокращенное издание "Записки революционера-мечтателя", М. — Л., 1929). II. Аптекман О. В., Вас. Вас. Берви-Флеровский, Л., 1925; Кункль А., Долгушинцы, Москва, 1932, стр.13—21 (вступительная статья Б. Козьмина).
М. Клевенский. {Лит. энц.}