Финн Константин Яковлевич
[псевдоним Хальфина, 1904—] — беллетрист и драматург.
Род. в Москве, в семье служащего.
Учился в реальном училище.
Работал в полтавской газете "Губернские известия" в качестве репортера.
Печатается с 1927. Ранние произведения Ф. носят на себе отчетливые следы влияния Чехова.
В отличие от дореволюционных писателей Ф. останавливается не только на изображении гнетущего прошлого, но гл. обр. на противоречии и столкновении старых общественных форм и отношений с новыми, возникающими в социалистическую эпоху. В одном из своих первых больших произведений ("Третья скорость", 1930) Ф. разрабатывает тему коллективизации сельского хозяйства.
Борьба партии с кулачеством, противодействие отсталой части крестьян механизации, организации посевной кампании и т. д. ч т. д. — вот ряд конкретных вопросов, затронутых в этой повести.
Строительству завода, выковыванию психологии нового человека в процессе творческого труда посвящено другое произведение Ф. ("Большие дни", 1933). Типичны для творчества Ф. такие рассказы, как "Окраина" (переделан в одноименный сценарий), "Вторая ступень", "Семейная история", в которых изображена дореволюционная провинциальная глушь, безрадостное существование обитателей далеких окраин.
Реалистический характер прозы Ф. сочетается у него с пристрастием к гротеску, к сатирической гиперболе.
Финн известен также как драматург, как автор комедий.
Первая из них "Вздор" (пост. в театре им. МОСПС в 1934—1935) и следующая "Свидание" (пост. в б. МХАТ втором в 1935) посвящены борьбе с пережитками капитализма в сознании людей нашего времени, борьбе со "вздорными" представлениями о жизни, любви и ревности, которые еще живут в сознании многих интеллигентов, противопоставляющих свое индивидуалистическое "я" "миру", "толпе". В "Большой семье" (пост. театром Сатиры в 1936—1937) Ф. продолжает разрабатывать, излюбленную им тему любви и дружбы, а, также проблему взаимоотношения "отцов и детей" в нашу социалистическую эпоху. Взаимная помощь советских людей друг другу соединяет их в единую семью — таков замысел пьесы. В своей последней пьесе "Сыновья" (пост. театром им. МОСПС в 1937—1938) Ф. варьирует ту же тему, останавливаясь на героической работе "сыновей" — молодого летчика и авиаконструктора и на отношениях их с "отцами". Искусственность психологического конфликта, положенного в основу пьесы, штампованность отдельных образов, — все это делает пьесу мало удачной.
Особенностями драматургических произведений Ф. является прежде всего, так же как и в прозе, ярко выраженная гротескная струя, а также занимательная интрига, игра острыми комедийными ситуациями, живой, выразительный, диалог.
Библиография: I. Мой друг. Повести и рассказы, изд. "Земля и Фабрика", М. — Л., 1930; Колхоз "Заря", Сборник рассказов, изд. "Земля и Фабрика", М. — Л., 1930 (в серии: "Массовая библиотека ЗиФ"); Третья скорость, Роман, изд. "Земля и Фабрика", М. — Л., 1930; Семья. Рассказы, изд. "Огонек", М., 1931 (в серии: Библиотека "Огонек", № 583); Большие дни. Повесть, Моск. т-во писателей, М., 1933; Окраина.
Рассказы, ГИХЛ, М., 1933; Семейная история.
Рассказы, Моск., т-во писателей, М., 1933; Василиса.
Рассказы, изд.. "Молодая гвардия", М., 1934; Свидание.
Комедия в. 3 актах, 8 картинах.
Гослитиздат, М., 1935; Избранные рассказы, Гослитиздат, М., 1935; Большая семья. Комедия в 3 актах, 6 картинах, изд. "Искусство". М. — Л., 1937. И. К. {Лит. энц.}