Филофей Лещинский
(в схиме Феодор) — митрополит сибирский и тобольский, просветитель сибирских инородцев, род. в Малороссии в 1650 г., умер 31 мая 1727 г. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был несколько лет приходским священником; затем, овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где постригся в монашество с именем Филофея и с особою ревностью предался подвигам благочестия, поста и молитвы.
Чрез несколько времени Ф. был избран в экономы лавры, а затем, в 1701 г., назначен наместником свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оcтавлением в должности лаврского эконома.
В 1702 г., 4 января, Ф. был хиротонисан в митрополита сибирского и тобольского и 4 апреля явился в Тобольск, куда вслед за ним прибыло для евангельской проповеди инородцам несколько ученых монахов.
В 1709 г., по случаю тяжкой болезни, митроп.
Ф. принял схиму с именем Феодора и, отказавшись от управления епархией, удалился на покой в устроенный им (около 1708 г.) тюменский Троицкий монастырь; но уже в 1710 г. он принял на себя труд просвещения и крещения сибирских инородцев и служил этому делу с полным самоотвержением более пяти лет. В 1716 г. схимник Феодор отправился в Киев на богомолье; там застал его царский указ снова вступить, по смерти митроп.
Иоанна, в управление Сибирской епархией.
Преосвященный Феодор не отказался от исполнения царской воли и в 1717 г. возвратился в Тобольск, но уже в 1720 г. был, по прошению, вторично уволен от управления епархиею и 13 сент. удалился в тюменский монастырь, откуда до самой смерти постоянно путешествовал по инородческим землям для крещения язычников и для утверждения в вере крещенных.
В итоге деятельность митроп.
Ф. по обширнейшей Сибирской епархии дала следующие результаты: он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины; число храмов в епархии с 160 довел до 448, умножил духовенство как в церквах, так и в монастырях, и увеличил получаемое им содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались и дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей. Самая же важная его заслуга состояла в просвещении и крещении неверных: всего он крестил до 40000 язычников по всей Сибири.
Преосвящ.
Ф. "жег их нечестивые чтилища, а на них самих действовал духом кротости и доказательствами вразумительными, отнюдь не употребляя насилия". А. Сулоцкий: "Тобольские и томские архиепископы", Омск, 1881. — Сулоцкий: "Святитель Филофей, митроп. сибирский и тобольский", Омск, 1882. — Н. Абрамов: "Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирск. инородцев", Омск, 1882. — Архим. Мелетий: "Церковный собор в Тобольске при митроп.
Филофее 1702 г.", Казань, 1876. — "Дух христианина", 1864, № 5 и 6. — "Сибирский вестник", 1823, ч. 2 (статья Г. С.); — "Миссионер", 1875 г., № 34 и 37. — "Духовная беседа", 1876, № 21 (статья Н. Д.). — "Церковн. вестник", 1876, № 54. — "Московск. ведом.", 1876 г. № 130. Здр. {Половцов} Филофей Лещинский — митрополит сибирский, просветитель сибирских инородцев.
Малоросс по происхождению, Ф. род. в 1650 г.; образование получил в Киевской духовной академии.
Петр Великий, занятый мыслью о крещении сибирских инородцев, выбрал для этого дела Ф. В 1702 г. Ф. прибыл в Москву, хиротонисан в митрополита Сибирского и немедленно с несколькими помощниками отправился в Тобольск.
Здесь он обнаруживает энергичную деятельность, пишет "доносительные статьи" Петру Вел., вызывает миссионеров и учителей из Киева открывает в Тобольске славянскую школу для духовенства.
В 1704 г. Ф. снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно.
В 1705 г. отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а Ф. заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой.
В 1707 г. Ф. отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.
Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье Ф.; он принужден был оставить кафедру и удалиться на покой в Тюменский монастырь, приняв схиму с именем Феодора.
В 1710 г. Ф. получил царскую грамоту с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул, но по болезни только в 1712 г. мог приступить к исполнению указа; совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде. После смерти митрополита Иоанна Ф. вновь занял Сибирскую митрополию.
Вновь уволенный на покой в 1720 г., Ф. жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири.
Сам он теперь редко оставлял монастырь (Тюменский), но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.
В 1726 г. Ф. предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.
Скончался в 1727 г. По донесению Св. Синоду сибирского митрополита Антония, Ф. обратил в христианство более 40 тыс. инородцев обоего пола. Литература.
Архим. Мелетий, "Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653—1726) и сведения о Даурской миссии" (Казань, 1875); "Описание докум. и дел Св. Синода.
Т. VII. Памятн. сиб. истории XVIII в." (кн. 2); А. Сулоцкий, "Святитель Ф., в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев" (Омск, 1882); его же, "Святитель Ф., митрополит Сибирский и Тобольский" (ib., 1882); его же, "Тобольские и томские архиепископы" (Омск, 1881); H. Абрамов, "Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев" (Омск, 1882); прот. М. Путинцев, "Митрополит-схимонах Феодор, просветитель сибирских язычников" ("Душеполезное чтение", 1887, январь);
Буцинский, "Крещение остяков и вогулов при Петре Великом" (Харьков, 1893). {Брокгауз} Филофей Лещинский (в схиме Феодор) — святитель, митрополит Сибирский и Тобольский. † 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.
Родился в 1650 году в Малороссии.
Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией.
Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником.
Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество.
С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы.
Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведен на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре. Петр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) "поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и ученаго, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божиею помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога". Первый кандидат — святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского). 4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; I 1704), архимандрит Филофей был посвящен в сан митрополита Сибирского и Тобольского.
В Тобольск владыка Филофей прибыл 4 апреля 1702 года. О своем впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: "Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем". Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей.
В некоторых церквах из-за скудости средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные службы.
Усиливалось магометанство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставалось язычниками.
Раскольники, расселившиеся в Сибири, вносили смуту в Церковь, предавались самосожжению.
Митрополит Филофей глубоко скорбел о них. В одной из своих грамот он писал: "Готови бо есмы всем со любовию учение предлагати от здраваго учения и Божественных писаний, а не от напыщенныя мудрости; покоряемжеся и сами истине, а не самомнению, еже по свидетельству святых отец расколы и раздоры принесе Церкви Божий". Особую тревогу митрополита Филофея вызывало отсутствие школ в Сибири.
Вскоре же по прибытии в свой кафедральный город он послал в Киев своего помощника пригласить в Тобольск архимандритов, учителей, певчих и студентов.
В 1703 году посланный возвратился с пятью учеными монахами.
Из Печерского монастыря он привез 206 книг, среди них — Псалтири, Служебники, Часословы, акафисты, русские грамматики. 6 декабря 1702 года митрополит Филофей созвал в Тобольске церковный Собор, явившийся одним из самых замечательных событий в истории сибирского Православия.
На Соборе были составлены так называемые "соборные статьи", числом 51, касающиеся богослужения, требоисправлений, жизни и быта духовенства и мирян. Руководством к их составлению послужили "Указанные статьи" патриарха Адриана († 1700) от 1697 года. Святитель Филофей в течение всей своей двадцатипятилетней деятельности в Сибири неутомимо трудился на ниве духовного просвещения.
При архиерейском доме он основал школу по образцу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей из киевских и черниговских монахов и не разрешалось принимать в эту школу лиц не духовного сословия.
Тобольская архиерейская школа была второй провинциальной школой в России (первая — в Ростове Великом) для подготовки священнослужителей.
В Тобольской духовной школе обучались дети новокрещенных остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки).
В 1715 году митрополит Филофей предписал учить детей хантов и манси настоятелю Верхотурского Никольского монастыря.
На протяжении всего ХУШвека духовные школы Сибири играли большую роль в обеспечении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений.
Митрополиту Филофею Сибирь обязана также "устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных за неважныя вины казаков". С его именем связано начало театра в Сибири.
Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы. Много заботился митрополит Филофей об умножении храмов, особенно каменных, и об украшении их. В 1704 году в знак горячей своей привязанности к Киево-Печерской обители он пристроил к Тобольскому Софийскому собору теплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия.
Особым попечением митрополита Филофея пользовался Тюменский Троицкий монастырь, основанный в 1616 году как Спасо-Преображенский.
Часто проезжая через Тюмень, святитель Филофей "весьма полюбил красивое местопребывание Спасо-Преображенской обители и, заметив, что она от неопытных и неискусных настоятелей приходит в совершенный упадок и опустение, по благочестивой своей ревности принял твердое и неотложное намерение возобновить весь монастырь, до тех пор бывший деревянный, каменным". В этот монастырь впоследствии митрополит Филофей дважды удалялся на покой и в нем окончил свою земную жизнь. Особенно много потрудился святитель как миссионер и проповедник слова Божия. Еще в 1705 году митрополит Филофей отправил на Камчатку миссию во главе с прибывшим из Киева архимандритом Мартинианом, а в 1707 году, после поездки в Москву, послал священников с проповедью Евангелия к березовским остякам.
Около 1707 года неутомимый митрополит Филофей направил духовную делегацию к главе монгольских буддистов.
Для улучшения управления обширнейшей епархией, и особенно приходами Восточной Сибири, по ходатайству митрополита Филофея в 1707 году в Иркутске было учреждено викариатство Тобольской митрополии.
Первым викарием стал епископ Варлаам (Коссовский; † 1721). В 1709 году, тяжело заболев, митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в обновленный им Тюменский Троицкий монастырь. "Известно тебе буди, — писал он монаху Иоасафу, строителю Усть-Киренского Троицкого монастыря, — что аз по воли Божий, оставя архиерейство, восприях схиму и хощу быти на обещании в Киево-Печерском монастыре". Однако до приезда в Тобольск своего преемника, то есть до середины 1711 года, он продолжал управлять епархией.
А с прибытием на кафедру святителя Иоанна (Максимовича; † 1715, память 10/23 июня), Промысл Божий уготовал схимитрополиту Феодору иной путь: Господь возбудил в нем "древнее его желание — идти с проповедью Евангелия к сибирским народам". Почувствовав себя лучше, он изложил митрополиту Иоанну свое намерение "распространять Православие обращением остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся". За годы благодатного святительства в Тобольске святого Иоанна (Максимовича) схимитрополит Феодор предпринял шесть благовестнических путешествий по северо-западным районам Сибири и привел к Церкви тысячи язычников и магометан.
Свидетель его славных трудов, воспитанник Киево-Могилянской академии Григорий Новицкий, постоянно сопутствовал великому подвижнику и записывал свои наблюдения. "Удивлению достойная воспомянух ихже и самовидец бых", — пишет Г. Новицкий в предисловии к своему труду. Главной темой "Краткого описания о народе остяцком..." является история обращения этого народа в христианскую веру. Схимитрополита Феодора автор "Описания" называет проповедником, учителем и трудолюбцем. 60—летний подвижник зимой и летом отправлялся по рекам со словом благовестия к сибирским народам и, укрепляемый Божественною благодатью, превозмогал умножаемые старостью труды и болезни.
Добрым словом вразумления он отвращал язычников от почитания кумиров.
Возмущения язычников он укрощал "тишайшеми словесы", и ежедневная терпеливая проповедь ревностного митрополита смягчала их сердца.
В начале 1715 года митрополит Филофей получает новый указ Петра1 (от 6 декабря 1714 года), в котором ему предписывается "ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты" и всех иноземцев "Божиею помощью и своими трудами приводить в христианскую веру". Апостольской ревностью схимника-митрополита множество язычников и магометан было обращено в Православие.
В то время как владыка Филофей проповедовал слово Божие на берегах реки Конды, в Тобольске 10 июня 1715 года в молитве мирно отошел ко Господу правящий митрополит Иоанн. Петр I вновь захотел видеть на Тобольской кафедре митрополита Филофея и, несмотря на его старость и желание удалиться от мира, повелел ему управлять Сибирской митрополией.
Указ Петра1 застал схимника в родном Киеве на богомолье, куда он из Тюмени отбыл во второй половине 1716 года. 20 марта 1717 года владыка Филофей возвратился в Тобольск.
Однако грамоты митрополита Филофея свидетельствуют, что управление епархией он принял почти сразу по смерти святителя Иоанна.
В 1721 году святитель Филофей вновь удалился на покой в Тюменский монастырь, где провел оставшиеся годы жизни в большой бедности, не получая даже назначенной ему пенсии.
Наконец, в 1726 году, 76—летним старцем, владыка Филофей предпринимает последнее свое проповедническое путешествие в Обдорск к язычникам-остякам, по пути обозревая устроенные им ранее церкви и укрепляя в вере своих духовных детей. Блаженная кончина митрополита Филофея последовала 31 мая 1727 года в Троицком Тюменском монастыре.
Согласно завещанию святителя, тело его было похоронено в том же монастыре возле западных дверей, против самого входа, "дабы мимоходящии попирали прах его ногами". "Сей архиерей, — писал о скончавшемся его преемник по кафедре, митрополит Антоний (Стаховский; † 1740), — труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою; окрестил в Сибири до 40 000 язычников и построил для них до 37 церквей", призывая ко Христу не страхом, не иными какими-либо прещениями, но "точию евангельскою проповедию и своими трудами". В Летописи Черепанова о святителе Филофее записано: "Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел". В материалах фонда Тюменского Троицкого монастыря имеется следующая запись о митрополите Филофее: "Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых.
За то еще при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений". Литература: Сулоцкий А. И., протоиерей.
Тобольские и Томские архипастыри. — Омск, 1882. Сулоцкий А. И., протоиерей.
Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский. — Омск, 1882. Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. — Омск, 1882. Мелетий, архимандрит.
Церковный Собор в Тобольске при митрополите Филофее (1702 г.). — Казань, 1875. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 614—616. Муромский Л. Жития святых. — I, с. 201. Димитрий (Самбикин), архиепископ.
Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892— 1902; 1899, вып. 9, май, с. 184—187. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 105. Баранов В. С. Летопись Верхотурского Николаевского монастыря. — Н.-Новгород, 1910, с. 89—90. Попов М. С., протоиерей.
Святитель Димитрий Ростовский и его труды. — СПб., 1910, с. 134, 138. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники ХУШвека. — СПб., 1905, с. 149—154,157—159. Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. — СПб., 1913, с. 202. Смирнов П. А. История христианской православной церкви. — Б. м., г., — с. 254. Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории. — Казань, 1870, с. 283—284. Амвросий (Орнатский), архиепископ.
История Российской иерархии: в 6 т. — М., 1807—1815. — Т. 1, с. 111. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1882, с. 135. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 267—268. Скворцов г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. — Казань, 1913. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. — М., 1836, ч. 3, с. 219. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — М., 1903, с. 342. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 3. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 292, 633, 860, 861. Филарет (Гумилевский), архиепископ.
История Русской Церкви: в 5 пер. — 5-е изд. — М., 1888, пер. 4, с. 83—87. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. — СПб., 1890— 1897. — Т. 1, с. 312; т. 2, с. 374. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 54. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 3. Монастырь. — Н.-Новгород, 1908, № 3, с. 67; № 4, с. 30—31; № 7, с. 38. Омские епархиальные ведомости. — 1916, № 36. Православный благовестник. — 1915, № 12, с. 120. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1890, № 26, с. 862; № 33, с. 1803. Православный собеседник. — Казань, 1909, июнь, с. 793. — 1911, январь, с. 119; март, с. 81—82. — 1915, март, с. 204. Русский паломник. — 1916, № 30, с. 426—428. Русская старина. — СПб., 1879, май, с. 8. — 1910, август, с. 203—219. Исторический вестник. — СПб., 1885, октябрь, с. 200. — 1896, май, с. 594—595. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 703. Жизнь святителя Филофея, просветителя сибирских инородцев. — 3-е изд. — Калуга, 1915. Симбирские епархиальные ведомости. — 1901, №4.-с. 131—133. Русский архив. — М., 1903. — Кн. 1-я, № 4, с. 599. Миссионер. — 1875, № 34 и 37. Духовная беседа. — СПб., 1876, № 21. Церковный вестник. — СПб., 1876, № 54. Московские ведомости. — М., 1876, № 130. Сибирский вестник. — 1823, ч. 2. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 4, с. 71. Пивоваров Б., диакон.
Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и всея Сибири (1650—1727) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1977, № 3, с. 68—75. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, май, с. 346—355; июнь, с. 66. Большая энциклопедия.
Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под ред. С. Н. Южакова. — СПб., 1900—1905. — Т. 19, с. 232. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2167, 2248. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 35 (кн. 70), с. 856. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 21, с. 132—133. Филофей Лещинский митрополит сибирский; р. 1650, † 1727 г. 31 мая. {Половцов}