Филипп Ирапский
(в миру носивший имя Феофила) — преподобный, инок-подвижник и проповедник XV — XVI вв. (канонизирован в конце XVI в.), род. в 1493 г., умер 14 ноября 1537 г. Оставшись сиротою с ранней юности, он провел первые годы жизни в скитаниях по селеньям северной Руси, питаясь милостынею.
В конце 1505 г. Ф. дошел до Комельской обители, где в то время подвизался преподобный Корнилий († 1537). Пораженный благочестием, смирением и кротостью юноши, Корнилий согласился на просьбу Ф., принял его в свою обитель и через три года постриг в монашество, отдав под руководство иноку Флавиану для обучения грамоте и божественному писанию.
Через несколько лет после этого Ф., по просьбе братии, был посвящен в священнический сан, но вскоре, недовольный всеобщим уважением к себе, с позволения Корнилия удалился из монастыря.
В 1517 г. между реками Андогою и Малым Ирапом Ф. облюбовал себе место и решил устроить на нем свою пустынь.
Князь Андрей Васильевич Шелешпанский, вотчинник этой земли, отмежевал ему участок, и здесь Ф. была устроена сначала небольшая келья, потом, когда князь Андрей подарил ему всю землю до реки Большого Ирапа, — часовня во имя св. Троицы, а затем, с помощью того же князя и богомольцев, начавших посещать Ф. во множестве, и церковь св. Троицы.
Ф. умер на 45-ом году от рождения.
Вскоре после его смерти на Ирапе была устроена обитель, названная по основателю Филипповою, по месту — Красноборскою или Ирапскою, по главному престолу — Троицкою (в 45 верстах от Череповца, нынешней Новгородской епархии); упраздненная в 1764 г., она была восстановлена в 1792 г. Мощи Ф. покоятся под спудом в каменной церкви св. Троицы.
Прославясь подвижнической жизнью, Ф. в то же время приобрел известность, как проповедник.
Некоторые из поучений Ф. большею частью в отрывках или в виде кратких наречений сохранились в житии его, написанном его учеником Германом; составленные довольно просто и безыскусственно, они любопытны как образцы северно-русской проповеди XVI века; нельзя, впрочем, предполагать большой точности в их передаче, так как, записанные по памяти, они, весьма вероятно, были подправлены переписчиками.
Арх. Амвросий: "История Российской иерархии", т. VI, стр. 594—596. — "Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия местно-чтимых" (1836), 263—264. — Ратшин: "Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях… в России" (1852), ст. 389. — Ключевский: "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (1871), ст. 274, 433. — Арх. Игнатий: "Краткие жизнеописания русских святых" (1875), XVI, 30—31. — Строев: "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви" (1877), ст. 123. — Филарет: "Русские святые, чтимые всею церковью или местно", изд. 3-е (1887), т. III, ст. 348—351. — Арх. Сергий: "Полный месяцеслов Востока" (1876), т. II, 1, ст. 303. — Барсуков: "Источники русской агиографии" (1882), ст. 653. — Арх. Леонид: "Святая Русь" (1891), ст. 58. — Голубинский: "История канонизации святых в Русской церкви" (1894), ст. 108. Вс. С — ий. {Половцов} Филипп Ирапский — преподобный, инок-подвижник и проповедник (канонизован в конце XVI в.), в миру Феофил (1493—1537). Оставшись сиротой, Ф. провел первые годы жизни в скитаниях по селениям северной Руси, питаясь милостыней.
В конце 1505 г. Ф. дошел до Комельской обители, где в то время подвизался преподобный Корнилий.
Корнилий принял Ф. в свою обитель и скоро постриг его в монашество.
В 1517 г. Ф. устроил новую пустынь между реками Андогой и Малым Ирапом, где он и умер. Вскоре после его смерти на Ирапе была устроена обитель, названная по основателю Филипповой, по месту — Красноборской, или Ирапской, по главному престолу — Троицкой.
Память Ф. 14 ноября.
Он имел известность и как проповедник.
Некоторые из поучений Ф., большей частью в отрывках или в виде кратких изречений, сохранились в житии его, написанном его учеником Германом; составленные довольно просто и безыскусственно, они любопытны, как образцы северно-русской проповеди XVI в.; нельзя, впрочем, предполагать большой точности в их передаче, так как, записанные на память, они, вероятно, были подправлены переписчиками. {Брокгауз}