Филипп I митрополит Московский и всея Руси
— святитель, митрополит Московский и всея Руси. † 1473; память 5/18 апреля, 27 мая/9 июня, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.
В 1452 году хиротонисан во епископа Суздальского.
В феврале 1459 года был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы († 1470; память 5/18 ноября).
В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева; † 1475, память в Соборе Московских святых).
В числе русских архиереев, участвовавших в посвящении архиепископа Феодосия, епископ Филипп упоминается одним из первых.
В 1464 году митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на свое место преосвященного Филиппа.
Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси. 11 ноября 1464 года Филипп был возведен на митрополичью кафедру.
Как первое лицо на Руси после великого князя и первое лицо в русской духовной иерархии, митрополит Филипп принимал участие не только в церковных делах, но и в делах внутренней политики великого князя Московского.
В 1471 году Филипп выступил на борьбу с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием.
Он увещевал новгородцев не отдаваться под покровительство Польского короля Казимира и не признавать над Новгородскою архиепископией власти западно-русского митрополита Киевского Григория (Болгарина; † 1473). В конце концов Новгород остался верен Московской митрополии.
Когда состоялся первый поход князя Иоанна III на Новгород после заключения новгородцами договора с Польским королем, митрополит Филипп, перед битвою при реке Шелони, ходатайствовал перед князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную.
С апреля 1472 года заботы митрополита сосредоточились главным образом на сооружении главного храма страны — Успенского собора, который митрополит хотел построить таким же величественным, как собор Успения во Владимире.
Однако святитель не успел осуществить свое желание. 4 апреля 1473 года в Кремле начался пожар, который истребил и митрополичий дом. Во время пожара митрополит Филипп удалился в монастырь Николы Старого.
На другой день, когда огонь стал утихать, он пришел во временно построенную церковь Успения и пел молебны у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить владыку Филиппа, говорил: "Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов". Но митрополит, изнемогая телом и почувствовав, что у него ослабела одна рука и нога, сказал князю: "Богу так угодно, отпусти меня в монастырь". Но великий князь не согласился, а приказал перевезти святителя на время болезни в Богоявленское подворье Троице-Сергиева монастыря.
Прибыв туда, митрополит Филипп позвал к себе духовника, приобщился Святых Тайн, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном — достроить соборную церковь. 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался.
На теле его нашли большие железные цепи, о которых не знали ни духовник его, ни келейник.
Погребение его было совершено 7 апреля.
Труды: Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 280. Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841 — 1842. — Т. 1, с. 181, а также // Павлов А. С. Памятники древне-русского канонического права. — СПб., 1880. — Ч. 1, № 102. Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 282. Грамота к слуге // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 79. Грамота в Новгород (1467 г.) с поучением о неприкосновенности церковных земель // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841— 1842. — Т. 1, № 82, а также // Павлов А. С. Памятники древне-русского канонического права. — СПб., 1880. — 4.1, № 101. Грамота в Псков (1471 г.) с разрешением построить шестой собор // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 283, а также // Павлов А. С. Памятники древне-русского канонического права. — СПб., 1880. — 4.1, № 103. Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 278, а также // Павлов А. С. Памятники древне-русского канонического права. — СПб., 1880. — 4.1, № 104. Литература: Боголюбский М., протоиерей.
Московская иерархия // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. — М.-Сергиев Посад, 1863— 1894; 1894, сентябрь, с. 461—463. Иванов П. И. Описание Московского Архива министерства юстиции. — М., 1848, с. 210. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 274, прим. 8. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 78. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 3, ч. 1, с. 548. Димитрий (Самбикин), архиепископ.
Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; 1898, вып. 7, апрель, с. 21—23. Сергий (Спасский), архиепископ.
Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901— 1902. — Т. 2, с. 574. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1882, с. 135. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396, 1405. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 563. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 96. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 365. Филарет (Гумилевский), архиепископ.
Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 113—114. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей // Изд. Археографическою комиссиею: в 24 т. — СПб., 1841—1863. — Т. 6, с. 2—3, 24, 37, 52. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 4, с. 232—233; т. 5, с. 35; т. 6, с. 1—45; т. 8, с. 151,163,169—170,177. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. — М., 1813—1894. — Т. 1, № 85, 92—95, 97—98. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 46. Леонид (Кавелин), архимандрит.
Святая Русь. — СПб., 1891, № 520. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 3, с. 259. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 223. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 35 (кн. 70), с. 764—765. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 21, с. 122—124. Лурье Я. С. Филипп I // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 464—466. Макарий (Булгаков), митрополит.
История Русской Церкви. — М., 1996. — Т. 4, ч. 1, с. 35,39, 41—43, 275, 282, 284, 294, 296, 297, 304; т. 4, ч. 2, с. 7,14, 27, 31,41,116,162,181,183, 229. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898, ч. 1, с. 75.