Филатов Тимур Валентинович
(р.04.02.1960) — спец. в обл. методол. науки, онтологии и метафилос.; докт. филос. наук, проф. Род. в Душанбе Таджикской ССР. Окончил физ. ф-т Тадж. гос. ун-та (1982), асп. при кафедре филос. естеств. ф-тов того же ун-та (1985). С 1983 по 1991 работал в должности асс., а затем доц. на кафедре филос. естеств. ф-тов и кафедре истории культуры, этики и эстетики Тадж. гос. ун-та. С 1993 — доц., а с 2000 — проф. кафедры филос. и истории Самарской гос. с.-х. академии.
Докт. дисс. — "Философия как специфическая разновидность духовной деятельности" (1999). Первоначально интерпретировал философствование преимущественно в аксиол. смысле.
Ф. развивал идею построения развернутой системы структурно-лин-гвистич. оценки конечных продуктов интеллектуальной деятельности с целью интенсификации последней посредством специфической формы предварительного филос. отбора качественно лучшего, что позволило бы ориентировать внимание исследователей на наиболее перспективные направления, не дожидаясь, пока наиболее продуктивные идеи в течение десятилетий есте-ственно-диссипативно овладеют мыслящими субъектами.
В последующем Ф. отошел от подобной метакрити-ческой интерпретации филос. и стал рассматривать филос. деятельность как дополнительную (в боровском смысле) и к науке, и к морали, причем философствование по своей сути оказалось маргинальным, сочетая в себе элементы и позитивно-науч., и негативно-морального осмысления, не будучи при этом ни тем, ни др.; отсюда, в частности, проистекает перманентная неудовлетворенность филос. со стороны самих философствующих, их стремление к выходу за пределы наличного философствования даже без достаточных на то оснований.
Ф. обосновывает принципиальную нередуцируемость филос. к др. разновидностям интеллектуальной деятельности — науке, искусству, морали, религии и т.д. Вводит представление о виртуальном философствовании, не закрепляемом концептуально, а также впервые вычленяет четыре фундам. онтол. принципа, на базе к-рых формулируется нетрадиц. (посткласс.) онтология конечных объектов.
Соч.: Эвристические принципы как целостная система // Известия АН Тадж. ССР. Отд. Обгцеств. наук. 1984. № 4; Субъективная простота и ее познавательная ценность. (Депонир.). Душанбе, 1985; История философии. [В соавт.]. Самара, 1995; Введение в технологию философствования.
Самара, 1996; К вопросу о соотношении "воображаемой логики" Н.А.Василъева и реальной логики философского мышления // В. Самарского гос. ун-та. 1996. № 1; Неопределенность и изменчивость прошлого // Философия кулътуры—96. Самара, 1996; О природе философского знания // Философия культуры—97. Самара, 1997; Об одном метафилософском тезисе Р. Рорти // Современные концепции философии.
Казань, 1998; Об одной из возможных классификаций форм обществ. сознания // В. МГУ. Сер.7. "Философия". 1998. № 5; О противопоставлении феномена и явления в "Бытии и времени" МХайдеггера // В. Самарского гос. унта. 1998. № 3(9); Критика как форма виртуальной философии // Поволжский журнал по философии и социальным наукам. 1999. № 4; В каком смысле можно вопрошать о смысле бытия? // Рациональное и иррациональное в современной философии.
Часть 2. Иваново, 1999. Философия.
Учебник для студентов (главы "Философия Нового времени", "Марксистская философия", "Философское учение о бытии", "Методы и формы научного познания"). Самара, 2000.