Филарет Патриарх Московский
именовавшийся в бельцах Феодор Никитич Романов — третий Патриарх Московский, последний Родоначальник Царского Колена Российского, был близкий сродник Царю Феодору Ивановичу по матери его и служил прежде при Дворе Боярином и в походах Воеводою, а по кончине Царя Феодора Ивановича, вступивший на Престол шурин его Борис Годунов, намереваясь обезопасить себя в Правлении удалением и истреблением ближайших наследников зятя своего, повелел Феодора Никитича и супругу его постричь в Монашество.
Почему и пострижен он был в Архангелогородском Антониев-Сийском Монастыре под именем Филарета в 1590 году и там вскоре посвящен во Иеромонаха, а по сказанию некоторых, и в Архимандрита.
Когда же завладел Престолом Лжедимитрий, то, возвращая из заточения всех сосланных Борисом, а наипаче сродников Царя Феодора Ивановича, причитаясь и сам к ним в родство, повелел возвратить и Филарета и посвятить его Митрополитом в Ростовскую Епархию.
Посему Филарет в 1605 году и хиротонисан был в Сан сей. По низвержении Лжедимитрия и истреблении других самозванцев, а также и по низложении Царя Василия Ивановича Шуйского, Правительствовавшие Бояре избрали Митрополита Филарета с прочими в Посольство к Польскому Королю для договоров о преемстве Престола, куда он и отправился 1610 года Сентября И. Но там 9 лет томим он был под стражею и уже в 1619 году по заключении перемирия с Россиею отпущен к сыну своему, возведенному избранием Духовенства, Бояр и народа на Российский Престол, Царю Михаилу Феодоровичу, который вскоре по совету Бояр и Духовенства избрал его в Патриархи Всероссийские, и Филарет в Сан сей хиротонисан 1619 года июня 24, бывшим тогда в Москве Иерусалимским Патриархом Феофаном Соборне.
Государь из почтения к нему, как родителю своему, признавал его Соправителем своим на Престоле и в Указах своих ввел следующую Форму: Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России и Отец его, Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея России указали и проч. Во всех аудиенциях Послам, в торжественных заседаниях и за столом сажал он его по правую свою сторону, а за ним прочее Духовенство.
С того же времени к Патриаршему Двору определен был Придворный штат из Стольников и других Чинов, а Патриарха начали везде титуловать Великим Государем.
Летопись Никоновская говорит о сем Патриархе, что "он исправляше Слово Божие и укрепи всю Православную Христианскую Веру и многия Языцы приведе в Православную Веру. Якоже убо древле Чудотворец Леонтий Ростовский приводяше Заблудящую Чюдь в Православную Веру; тако и он, Великий Государь, Святитель многия поганыя веры приведе; всех убо крестяху и под началом все быша у него Государя на Патриаршем Дворе. Да не токмо, что Слово Божие исправляше, но и Земская вся правяше, от насилия многия отня, ни от когож в Московском Государстве сильников не бысть, опричь их Государей; и кои служаху Государю и в безгосударное время, а быша не пожалованы, он же Государь тех всех взыскал и пожаловал и держаше у себе их в милости, ни комуж не выдаваху". Сверх того великое прилагал он старание о восстановлении Московской Типографии, потерпевшей некоторое разорение от нашествия Поляков, и скоро успел довести оную до того, что с 1624 года начали выходить из оной ежегодно многие церковные книги, коими снабжал он Церкви.
Но ревность его по Вере иногда простиралась до излишней сомнительности.
В его время продолжался жаркий спор о поправлении Славенских книг, за которое пострадали Монах Арсений Глухой и Архимандрит Дионисий, а особливо о Прилоге в водосвятительной Молитве слова и огнем, чего сам он и решить не осмелился, несмотря на уверение посвятившего его Патриарха Феофана о излишестве сего слова; а уже по уверению, от прочих Восточных Патриархов полученному, повелел в 1625 году исключить сие слово из Молитвы (см. ст. об Арсении Глухом и Дионисии Архимандрите).
Грамота его о сем напечатана в Древней Российской Вивлиофике, издания 2-го, Части XIV, стр. 428. В ней сам он признается, что слово сие включено в Молитву недавно во времена Иова Патриарха и в старейших Славенских книгах не обретается.
Но в сем должно, может быть, извинить его предшествовавшими уже опасными опытами, скоро и насильно противоитти укоренившимся предрассудкам.
Другая совсем противная и важнейшая решимость его была в том, что он 1620 года Соборным Приговором без сношения уже с Восточными Патриархами определил обращающихся к Греко-российской Церкви Католиков, а особливо крещенных обливанием, и прочих всех иноверцев без изъятия крестить вновь. Сей Соборный его Устав не напечатал он однако ж при жизни своей, а издан оный уже при Требнике преемника его, Патриарха Иоасафа в Москве 1639 г. Но и в сем можно также извинить его тем, что он сам, быв очевидным свидетелем поругании, деланных Поляками Российским Церквам, каких не делали и Татары, может быть, сомневался, чтобы они были благочестивые Христиане.
Притом сего же мнения о перекрещивании держался и предместник его Патриарх Ермоген и преемники его некоторые Патриархи (см. статью о Михаиле Протопопе Черниговском).
Уже в Московском Соборе 1667 года и вторично при Государе Петре Великом по решению Патриарха Константинопольского Иеремии в 1718 году отменено сие постановление, а Св. Синод по учреждении своем определил для вразумления о сем народе сочинить и издать нарочитую книгу, каковую по препоручению его и сочинил Член оного, Новгородский Архиепископ Феофан Прокопович, напечатанную 1724 г. в С.-Петербурге и Москве в 4 долю листа под заглавием Истинное оправдание правоверных Христиан, Крещением поливателъным во Христа крещаемых.
Можно также извинить Филарета и в переправленном по тогдашнему в Москве образу мыслей Зизаниевом Катехизисе (см. ст. Лаврентий Зизаний), напечатанном в Москве 1727 г. в листе и послужившем Раскольникам к утверждению своих мнений.
Он положился на Игумена Богоявленского Монастыря Илию и книжного Справщика Григория Онисимова, рассматривавших сию книгу три дня в присутствии Царского Боярина Князя Ивана Борисовича Черкасского и Думного Дьяка Феодора Лихачева, споривших с сочинителем о многих статьях, выключивших все то, что им казалось новым для Российской Церкви и включивших свои объяснения, как все сие объяснено в Предисловии той книги. Есть в Требнике, и при самом Филарете напечатанном, некоторые странные мнения и толкования; но и они сообразны были его веку. Патриарх сей скончался в Москве 1633 года Октября 1 и погребен в Успенском Соборе.
Подробнейшее описание Жизни его издано особо 1802 и 1811 гг. в Москве в 8 долю листа Гражданскими буквами.
Несколько его Поучительных Грамот напечатано в Древней Российской Вивлиофике. {Болховитинов}