Ферман Валентин Эдуардович
род. 29 апр. 1896 в Ростове-на-Дону, ум. 23 марта 1948 в Москве.
Музыковед.
Получил первоначальное муз. образование дома. В гимназические годы выступал как пианист.
Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та (1914—1917), занимался по теории музыки у А. В. Никольского.
В 1919 окончил Ростовский ун-т (1919). Учился в Донской конс. (1919—1921) по кл. теории музыки М. Ф. Гнесина, кл. ф-п. Н. З. Хейфеца.
Работал в Муз. секции Донского отдела нар. образования, был инструктором и концертмейстером в рабочих и красноармейских клубах.
С 1921 в Москве.
В 1927 окончил Моск. конс. (по муз-теоретич. предметам у Г. Э. Конюса, по композиции у Г. Л. Катуара и С. Н. Василенко); в 1927—1930—аспирант там же (рук. М. В. Иванов-Борецкий).
С 1930 преподаватель истории музыки (с 1935 проф.), в 1937—1943 рук. кафедры истории зап.-европ. музыки Моск. конс. В 1944—1947 зав. кафедрой истории музыки в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных.
В 1946—1948 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР (рук. группы истории рус. муз. т-ра). Автор работ по истории новой зап.-европ. музыки, проблемам оперной драматургии, исследований, посвященных творчеству М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, рус. оперной школе, сов. опере, в т. ч. "Концерт О. Клемперера" (Муз. образование, 1927, № 3—4), "Значение творчества Шуберта" (вступ. ст. в кн.: В. Дамс. Франц Шуберт; рус. перевод В. Фермана. — М., 1928), "О принципах метротектонизма" (Муз. образование, 1928, № 2), "Творческий путь Мейербера" (в кн.: "Гугеноты", опера в 4-х действиях, музыка Дж. Мейербера.
Музей-выставка ГАБТ СССР. — М., 1934), "1905 год". Опера Давиденко и Шехтера" (СМ, 1935, № 10), "У перевоза", опера А. Ф. Гедике" (там же, № 12), "Немецкая романтическая опера" (там же, 1936, № 6), "Творческий путь Мейербера" (там же, 1936, № 9), "Указатель музыкальных произведений русских композиторов на тексты А. С. Пушкина" (Работник радио, 1936, № 7), "Севильский цирюльник" Россини" (в кн.: "Севильский цирюльник". — М., 1936. [Верди] (в кн.: "Травиата", опера в 4-х действиях.
Музыка Джузеппе Верди. — М., 1937), "Руслан и Людмила" Глинки (к постановке оперы в ГАБТ СССР)" (в кн.: "Руслан и Людмила". Сб. статей. — М., 1937), "Пушкин в музыкальном театре" (там же), "Поздний Верди" (СМ, 1938, № 12), "Очерки по истории западно-европейской музыки" (Сов. искусство, 1938, № 85), "Джузеппе Верди: К 125-летию со дня рождения" (Известия, 1938, № 237), "Жорж Бизе: К столетию со дня рождения (там же, 1938, № 249), "Советская героическая опера" (Сов. искусство, 1938, № 127), "Декабристы" Ю. Шапорина" (там же, 1938, № 161), "Пути оперного реализма" (там же, 1938, № 165), Основные направления в западноевропейской опере XVII — XVIII веков (в сб. либретто: Опера XVII — XVIII веков. — М.; Л., 1939), "Некоторые особенности музыкальной драматургии русской оперной школы" (СМ, 1946, № 10), "Основные принципы построения истории русской оперы" (Ежегодник Ин-та истории искусств АН СССР. 2. Театр, музыка. — М., 1948), "Черевички" ("Кузнец Вакула") Чайковского и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова.
Опыт сравнения оперной драматургии и музыкального стиля" (Вопросы музыкознания.
Ежегодник.
Вып 1. — М., 1954), "Брамс. 1. Борьба вокруг принципов "новонемецкой" музыкальной школы: вагнерианцы, Брамс и его группа.
Общая характеристика музыкальной жизни 60—90-х годов" (там же. Вып. 2. — М., 1956), "Московская консерватория в Саратове в первые годы войны" (в сб.: Воспоминания о Московской консерватории. — М., 1966). Лит. соч.: Рихард Вагнер: Опыт социологической характеристики. — М., 1929; Итальянская опера. — М., 1937; Французская опера: Цикл концертов. — М., 1937; История новой западноевропейской музыки.
Т. 1. — М.; Л., 1940, Оперный театр: Статьи и исследования. — М., 1961.