Феофилакт Лопатинский
— архиепископ тверской, видный иерарх первой половины XVIII века. Он был родом из волынских дворян и родился, по-видимому, в 70-х гг. XVII в. Год его рождения неизвестен, но он был старше Феофана Прокоповича, родившегося в 1681 г. Образование Ф. получил в Киевской академии и в заграничных училищах, а по окончании его, в монашеском сане, был наставником Киевской академии одновременно с Феофаном Прокоповичем.
Однако в Киеве Ф. служил недолго.
Скоро, в 1704 г., он перешел в Московскую академию и занимал здесь последовательно должности: наставника философии и префекта (1704—1706 гг.), а потом ректора и наставника богословия (с 1706 г.). Как преподаватель Ф. в своих ученых воззрениях не сходил со старого, схоластического пути, оставаясь верен традициям старой киевской школы. Как школьный администратор Лопатинский отличался добросовестным и ревностным исполнением своих обязанностей и заботливостью о вверенном ему деле. Московская академия в ту пору была еще мало устроена; ректору приходилось встречаться с самыми разнообразными затруднениями.
Здания были ветхи, средств отпускалось недостаточно.
Учителей найти было трудно, за недостатком образованных людей. Учеников тоже постоянно из школы отрывали для разных правительственных нужд, так как академия должна была поставлять людей на все поприща деятельности.
Ф. старался сделать что мог для приведения школы в удовлетворительное состояние.
Он ходатайствовал перед правительством о материальных нуждах академии, представляя ее жалкое положение; просил, чтобы у него не отнимали ученяков и особенно молодых учителей.
Так, ему удалось, хотя с большим трудом, отстоять для себя в 1717 году иеромонаха Гедеона Вишневского.
Но в общем правительство было довольно равнодушно к школьным нуждам и предоставляло Ф. справляться как он знает. В ответ на просьбы и жалобы Ф. Мусин-Пушкин писал, например, в 1717 г.: "Слышал я, что школы умаляются.
Прошу, не изволь их оставить, ибо сие взыщется на вас". Это было и все, чем отвечали Ф. Как образованный человек, Ф. был ценим Петром Великим, который старался выдвинуть и использовать все ученые силы. Он исполнял разные поручения государя, ученого характера.
Так, в 1710 г. его вызывали в Петербург для исправления составленной им же службы о полтавской победе.
Он принимал деятельное участие в предпринятом по указу царя исправлении славянской библии.
Но по своему направлению Ф. не был таким человеком, который вполне подходил к новому правительственному курсу. Это был человек старого закала, во многом похожий на Стефана Яворского.
И как последний оказался непригодным для Петра помощником в его церковных преобразованиях, так и Лопатинский не мог рассчитывать на особую роль при Петре, какая досталась его младшему сверстнику Прокоповичу.
Впрочем, это обстоятельство едва ли печалило Ф. Он не был честолюбив и не претендовал, кажется, на влиятельное положение.
Гораздо важнее было то обстоятельство, что Ф. стал в натянутые, а потом и в неприязненные отношения именно к упомянутому Феофану Прокоповичу, высокая звезда которого скоро затмила всех других иерархов того времени.
Отсюда для Ф. в будущем произошли многие несчастья.
Первые столкновения Ф. с Феофаном, кажется, относятся еще к киевской их совместной службе.
Как сослуживцы, они казались друзьями, по крайней мере об этой дружбе еще долго спустя говорил Ф. Но их разделяла разница взглядов, и это омрачало их отношения.
Ф., вместе с Гедеоном Вишневским, бывало, спорили с Прокоповичем по разным богословским вопросам, и в этих спорах проглядывало недоверие первых к чистоте православных убеждений последнего.
Уход Ф. из Киева не прекратил совершенно этих принципиальных столкновений.
Из Москвы Лопатинский следил за ученой деятельностью Прокоповича, и случай столкнул их открыто на ученом пути. В 1712 г. Феофан написал сочинение "Об иге неудобоносимом". Ф. нашел в нем неправославные тенденции и ответил на него строгой критикой, под заглавием: "Иго Господне благо, и бремя его легко", где прямо называл Феофаново произведение писанием, вносящим реформатские мудрования в учение об оправдании.
Нечего и говорить, что такая полемика поселила неприязненные чувства в Феофане, но пока он не мог их чем-либо выразить активно.
Через несколько лет опять обстоятельства столкнули двух "друзей". Когда Феофан был вызван в 1716 г. в Петербург и начала обозначаться его будущая карьера, то московские ученые увидели в ней опасность для церкви и задумали помешать феофановскому возвышению.
В Московской академии были тогда как раз оба киевских антагониста Прокоповича: Ф. — ректором и Гедеон Вишневский — префектом.
И тот, и другой не доверяли чистоте православия Феофана, с богословскими трудами которого они были хорошо знакомы.
Они выбрали из феофановских сочинений, преимущественно из его богословских лекций, разные сомнительные пункты, в которых подозревали лютеранские мысли, и представили их Стефану Яворскому.
Яворский, человек тех же воззрений, вполне присоединился к Ф. с Гедеоном, и они решили подать протест против посвящения Феофана в епископы.
Когда приближался момент посвящения Прокоповича, Стефан написал послание к епископам, вызванным на хиротонию, с приложением пунктов, излагающих феофановские заблуждения, в котором просил донести государю о неправославии Прокоповича и не посвящать последнего прежде, чем он отречется от приписываемых ему неправильных мнений.
Протест этот, однако, не удался.
Феофану удалось оправдаться, и его противники были посрамлены.
Стефан должен был извиниться за несправедливый донос, а авторы последнего, должно быть, получили строгий выговор.
Несколько позже, по открытии св. Синода, Ф. с Гедеоном пришлось публично сознаться в несправедливости своих обвинений.
От них потребовали написать Синоду "доношение", в котором они объясняли, что никакой козни против Прокоповича в своих пунктах не имели, и смиренно просили прощения у Феофана и у Синода.
Какие побуждения руководили Ф. в доносе на Феофана? Иные подозревают тут и затронутое самолюбие, так как Ф. будто бы завидовал своему младшему сверстнику, опередившему его в карьере.
Но, судя по личности Ф., скорее он искренне подозревал Феофана в неправославии.
Изложенные столкновения Ф. с Феофаном, однако, пока не оказали особого влияния на судьбу Лопатинского.
Феофан не мог уже питать к нему бывшей когда-то дружбы; с раздражением говорил он о своих московских недоброжелателях.
Но при Петре Прокопович не был столь влиятелен в управлении, чтобы руководить всеми административными назначениями.
Петр сам знал и выдвигал нужных ему лиц, и хотя Лопатинский не совсем подходил к новому церковному курсу, он, очевидно, как образованный и уважаемый человек, был в 1722 г. назначен советником в Синод, в том же сане архимандрита, в каковом он проходил ректорство в Москве.
В том же 1722 г. Ф. сам просился, чтобы его назначили епископом в Иркутск.
Иркутск был таким архиерейским постом, куда никто не хотел ехать, так как миссионерская служба в Сибири считалась подвигом.
Ф., выражая свое желание поступить на иркутскую кафедру, справедливо объяснял, что им руководит отнюдь не честолюбие, а апостольская ревность послужить делу Христову.
Св. Синод представил о просьбе Ф. государю, но со своим мнением, что Ф. нужен и здесь, в Синоде.
Несмотря на старания Лопатинского посвятить себя апостольскому подвигу в Сибири, он туда не был определен.
Зато в следующем 1723 году его посвятили в епископы на тверскую кафедру, с оставлением в числе членов Синода.
Таким образом и Ф., как Феофан, сделался более деятелем центрального церковного правительства, чем епархиальным администратором.
Судьба свела его на одном поприще с его идейным противником, и этим путем они вместе шли долго. В Синоде в ведении Ф. находились преимущественно раскольнические дела. Роль его по общему управлению, по-видимому, была второстепенная, да и сам он едва ли считал себя способным играть роль руководящую.
Когда при Екатерине I начался процесс Феодосия Яновского, то в нем выступил и Ф. В числе других он дал крайне неблагоприятное показание о Феодосии; должно быть, он не предчувствовал, что впоследствии и ему придется очутиться на скамье подсудимых.
После падения Феодосия, когда Феофан сделался первым вице-президентом Синода, вторым вице-президентом был назначен Ф., возведенный еще ранее в том же 1725 году в звание архиепископа.
Вместе с тем, когда Феофан был указом императрицы (от 25 июня 1725 г.) перемещен из псковской епархии в новгородскую, тем же указом и Ф. перемещался из Твери в Псков. Но и Феофан, и Ф. подали прошения, чтобы их оставили на прежних кафедрах.
После повторной просьбы императрица согласилась, чтобы Ф. остался в Твери; но Феофан был бесповоротно перемещен в Новгород.
В царствования Екатерины І и Петра II настало время, когда Ф. мог бы выдвинуться и занять роль, которую до того играл Прокопович.
Это было время реакции в пользу церковной старины, время господства той церковной партии, к которой принадлежали Лопатинский, Георгий Дашков, Игнатий Смола и другие антагонисты Феофана и его направления.
В среде староцерковной партии Ф. был наиболее достойным и образованным человеком.
Но он не имел тех качеств, какие были необходимы для духовного сановника в тот век политических переворотов.
У него не было ни необходимого честолюбия, ни энергии, ни ловкости, ни умения для борьбы за первенствующее положение.
Простодушный, доверчивый, Ф. был совершенно не способен вести интриги, ловить момент, подкапываться под других, заискивать и т. п. Он не сумел даже составить связи в придворных кругах, среди которых у него бывали почитатели.
Потому-то и в то благоприятное время Ф. остался по-прежнему скромным работником, а первую роль заняли такие лица, как Георгий Дашков.
Между тем, не приобретая силы, Ф. наживал себе врагов.
Благоприятное правительственное настроение тверской архиепископ решил использовать для того, чтобы выступить на борьбу с протестантизмом, влияние которого заметно стало на Руси со времени Петра. Еще Стефан Яворский написал против протестантов сочинение "Камень веры", в котором позволял себе довольно резкие выпады по адресу протестантов.
Сочинение это не могло увидеть свет при Петре, запретившем его печатать, хотя сторонники изложенных в книге мыслей превозносили ее и ее автора, будучи частным образом знакомы с "Камнем". При Петре II по стараниям староцерковной партии Верховный Тайный Совет дал разрешение на издание Стефанова сочинения.
В 1728 г. книга была издана, и редактором ее был Ф. Лопатинский.
Издание книги многих задевало.
Во-первых, косвенным образом Стефан метил в Феофана.
Во-вторых, его сочинением были оскорблены проживавшие в России иностранцы.
Вокруг книги завязалась оживленная полемика.
В лейпцигских актах в мае 1729 г. был напечатан разбор "Камня", с суровыми укоризнами автору и издателю — Ф. Затем известный протестантский ученый Буддей издал целую книгу с подробным и основательным опровержением сочинения Яворского.
В защиту последнего против Буддея выступил живший тогда в России при испанском посланнике католический патер-доминиканец Рибейра, издавший свою книгу уже при имп. Анне. Рибейра имел в виду цели католической пропаганды, так как Стефаново произведение давало повод думать о католических симпатиях автора.
Но книгой Буддея были затронуты и русские богословы, и конечно, прежде всего издатель "Камня" Ф. Последний решил писать опровержение на Буддея.
При этом полемика шла не только с Буддеем, но и с предполагаемыми его русскими благоприятелями, а именно с Феофаном.
В кружке Ф. определенно говорили, что Буддей писал по указанию Прокоповича, даже больше: Ф. считал Феофана самым автором Буддеевой книги, изданной лишь под чужой фирмой.
К сожалению, Ф., по простоте своей души, не сообразил, что теперь вовсе не время заниматься полемикой с Прокоповичем и протестантами.
С вступлением на престол Анны Иоанновны политическое положение круто изменилось.
У трона стали как раз иностранцы, а в церковной сфере бесспорно первенство получил Прокопович, оказавший Анне важную услугу при ее воцарении.
Результатом изменившихся обстоятельств прежде всего было удаление из Синода всех лиц антифеофановского направления.
Указом 21-го июня 1730 г. Ф., Георгий и Игнатий молчаливо устранялись из Синода и вместо их были назначены новые члены, по выбору Прокоповича (Ф. выразился по этому поводу о Феофане: "Таких выбрал, что слова не скажут"). Одновременно с тем начался ряд политических процессов архиереев, погубивших между прочим и Георгия, и Игнатия — главарей той группы, в которой числился и Ф. Феофилакт, уехавший в свою Тверь, с тревогой смотрел на будущее, опасаясь, как бы и его в чем не обвинили.
И в то же время с удивительной недальновидностью он принялся сочинять на досуге задуманное опровержение на Буддея.
Сочинение под заглавием "Апокрисис" или "Возражение на письмо Буддея" скоро было готово, но на его несчастье.
Когда Ф. стал хлопотать о разрешении на издание своего труда, его постигло жестокое разочарование.
Архиепископ послал одного из своих приближенных, архимандрита Иоасафа Маевского, хлопотать, чтобы ему позволили "писать" ту книгу, хотя она была уже написана.
Затем он и сам отправился в Москву для той же цели. Здесь, как он сам потом рассказывал, сначала он был допущен во дворец, где ему удалось получить требуемое разрешение.
Но едва он уехал оттуда, как его потребовали туда снова, и чины Тайной Канцелярии, учинив ему допрос, взяли с него письменное обязательство не только не писать на Буддея, но даже и не говорить никому о всем этом деле, под страхом смертным.
Столь неожиданный оборот Ф. приписывал Феофану, который, по словам Лопатинского, приехал во дворец после него и разговорил императрицу.
Вмешательство при этом в дело Тайной Канцелярии показывает, что затее Ф. был придан политический характер.
В каком именно освещении она представлена была правительству, об этом не трудно догадаться.
Прокопович вообще представлял своих врагов правительству Анны как политически неблагонадежных людей. Так как он видел в полемике против Буддея косвенные выпады против себя (враги всегда обвиняли его в протестантстве), то он и осветил Феофилактово предприятие в нужном свете. Это было в данном случае не трудно, Ф. писал против протестантов, а приближенные императрицы Анны как раз были протестанты.
Легко было представить сочинение Ф. как агитацию против немецкого правительства, разжигающую народную ненависть к иноземцам.
Как только правительство посмотрело на просьбу Лопатинского под таким углом зрения, на него и был наложен строжайший запрет.
Самый "Камень веры" при Анне тоже был изъят из обращения.
Раз Ф. попал в соприкосновение с Тайной Канцелярией, то это было уже плохим предзнаменованием.
История с "Апокрисисом" для него не имела прямых серьезных последствий, если не считать допросов Ушакова; но она набросила на него пятно подозрения, что было очень опасно в то время. Можно, пожалуй, удивляться, почему Феофан не свел с Лопатинским окончательных счетов при этом же случае.
Насколько Прокопович чувствовал неприязнь к Ф., можно думать по тому, что даже на смертном одре, по одному сведению, в ответ на предложение помириться с Ф., он воскликнул: "О, дух проклятый, Лопатинский!". Но, очевидно, против тверского архиерея, при его характере, чуждом политиканства, трудно было найти сколько-нибудь осязательные политические улики. Однако и Ф. пришлось разделить участь других лиц, которых Прокопович считал своими недругами.
Дело, погубившее Лопатинского, началось несколько позже и стояло в связи с другими процессами Феофана.
В половине 1732 г. появилось анонимное письмо с пасквилем на Феофана.
Это было одно из подпольных произведений его врагов.
Здесь Феофан, по обычаю, обвинялся в лютеранстве, осуждались разные петровские церковные мероприятия.
Но вместе с тем бросались обвинения и в лицо правительству: говорилось о разорении народа, льстивых министрах, скрывавших истину от государыни, призывался гнев Божий на гонителей церкви за осуждение нескольких иерархов.
Это было именно то, что было нужно Феофану.
Он тотчас представил правительству, что автор пасквильного письма и его компания — государственные возмутители, ищущие государственной смуты, недовольные существующим порядком.
Немецкое министерство, чувствуя свое непрочное положение, более всего склонно было поверить указанным подозрениям.
Феофан, с помощью Тайной Канцелярии, ревностно принялся за розыски автора пасквиля.
С искусством самого опытного следователя он тщательно анализировал пасквиль, стараясь по внутренним признакам догадаться, кто бы был его автором.
Одна ничтожная вещь навела его на мысль, что творцом пасквиля является иеромонах Иосиф Решилов, человек, находившийся в близких отношениях с Лопатинским, но известный и Прокоповичу.
В пасквильном письме часто употреблялось слово "динкую". Феофан вспомнил, что такое слово он слыхал от Решилова.
Решилов, находившийся тогда в Бизюковом монастыре, был арестован и привезен в Петербург.
По Высочайшему повелению Синоду велено было исследовать дело (в октябре 1733 г.). Когда первые допросы подтвердили подозрение Феофана, последний донес Кабинету, представив все дело в политической окраске.
Была учреждена особая следственная комиссия из кабинет-министров, Ушакова (начальника Тайной Канцелярии) и Феофана.
В это-то следствие и был втянут Ф. Главные обвиняемые по делу были Решилов и архим. Иоасаф Маевский.
Оба они, особенно последний, в прежнее время пользовались доверием Ф. Лопатинского, имели с ним близкие связи, жили в его епархии.
Это было при Петре II и отчасти в начале царствования Анны. Простодушный Ф. бывал очень откровенен с упомянутыми лицами в частных разговорах.
Говаривали они обо всем — о петровских реформах, отмене патриаршества и т. п. Как представители староцерковного кружка, собеседники отзывались о новейших мероприятиях далеко не сочувственно.
В эпоху реакции они мечтали о патриаршестве и в патриархи прочили, между прочим, Ф. Говорили и о новгородском архиерее, которого Ф. называл "лютеранским защитником". Близость Лопатинского с людьми, настроенными явно враждебно к новому курсу, его разговоры, в которых столь проглядывало недоброжелательство к лютеранам и Прокоповичу, — все это заставляло причислить и его к той "компании", которая Феофаном выставлялась политически неблагонадежной.
Из этой компании вышел пасквиль, по убеждению Феофана, и невольно являлось у следователей подозрение, не причастен ли к делу и Ф., а если и не причастен прямо, то не принадлежит ли и он к возмутителям государственного спокойствия.
Тень подозрения, упавшая на него прежде по поводу "Апокрисиса", усиливала и теперь мрачные краски, в каких рисовалось дело. После допросов Решилова, Маевского и других лиц, когда выяснились их отношения к Лопатинскому, решили притянуть к розыску и тверского архиерея.
Еще в заседании следственной комиссии по решиловскому делу 5-го марта 1734 г. Ушаков предлагал допросить Ф. по вопросу о патриаршестве.
Но еще год оставляли его в покое. 10-го апреля 1735 года прискакал наконец к нему из Петербурга курьер с пакетом, в котором заключался вопрос кабинет-министров такого содержания: "Ведаете ли вы такого человека, который бы таковых речей: наимилший, коханый, благословенство, динкую и прочих, якобы на образец польского языка устроенных, употреблять приобыкл?". Вопрос касался, как видно, решиловского дела о пасквиле.
Ф. давалось три часа на размышление, и он должен был написать ответ тут же, в присутствии курьера.
Ф. ответил, что он не знает такого человека.
Через несколько дней, 22-го апреля, прискакал, однако, другой курьер, с новыми вопросами: "Не так ли иногда с вами разговаривал бывший иеромонах, что ныне расстрига Иосиф Решилов? И в своих к вам письмах таковых, будто бы польских наречий не употреблял ли? Такожде и вы, в ваших к нему поговорках и письмах, таковых же на стать такую слов, хотя и насмешкою, не произносили ль?". Ответ опять требовался в три часа. Третий вопрос показывал, что подозрение в причастности к пасквилю падало и на Ф. Последний ответил, "что, может быть, и говорил, но не помнит этого, потому что Решилов жил не при нем, а в дальнем от него расстоянии". Однако архиерею не поверили; в ответах его, видимо, усмотрено было укрывательство истины.
Кабинет министров потребовал Ф. в Петербург.
В Петербурге Ф. был арестован на своем тверском подворье и подвергнут новым допросам (30-го мая, 26 и 29 июня). Так как его ответам все не верили, то 7-го июля 1735 г. от него потребовали под страшной клятвой окончательного показания.
Предъявленный Ф. указ показывал, что же собственно подозревали.
Он гласил: "Понеже ты на посланные к тебе четыре допроса ответствовал весьма, по-видимому, не прямо, ибо на первый апреля 10-го и на второй апреля 22-го писанные сказал ты, что весьма не ведаешь, чего нельзя, кажется, было тебе не ведать, а на третий, мая 30-го писанный, где Решилова именованного також незнанием отговаривался, чего никто не надеялся, а в Кабинете 26-го июня, первее в незнании том утверждался, покамест Решиловых тебе и твоих к Решилову писем не показали, а по объявлении писем оных сказал ты, что забытием прежде того не писал и твое в том незнание показывал, а на четвертый вопрос, июня 29-го тебе посланный, еще паче прежних ответов твоих ответствовал ты не совестно, суетно, огурно и самым, как в прежних ответах твоих, так и в последнем том, написанных словам твоим несогласно и отнюдь не сходно, и потому показал ты сам себя подозрению известного следуемого злого умысла близким; того ради, по именному ее имп. вел. указу, высокоучрежденные кабинетные министры и синодальные члены согласно приговорили: привесть тебя при знатных духовного и мирского чина особах к присяге, по приложенной при сем форме. И дабы ты впредь не отговаривался малым к рассуждению данным тебе временем и торопким домогательством, дается тебе на рассуждение, идти ли тебе к присяге, или сказать, что знаешь, довольное время, а именно до 10-го числа сего июля месяца.
А между тем и то тебе в известие предлагается, что если ты, не вступая в присягу, не скрытно и прямо покажешь, что надлежащее к прежним данным тебе допросам ведаешь: то как бы ни был виноват, по благоутробному ее императорского величества милосердию получишь прощение.
Если же присягою завяжешься, а после с другой какой стороны покажется, что присягал ты ложно: то нельстя себя ведай несумненно, что какового суда и осуждения сам ты признаешь достойными во лжу призывающих Бога свидетеля, таковый суд и осуждение с тобою будут". Ф., однако, и под страшной клятвой ответил то же, что он говорил раньше: ничего не утаивая, ни с кем никакого согласия не имел и ни от кого нареканий на ее величество не слыхал.
Зная честный характер Лопатинского, можно смело поверить этой клятве.
Хотя его считали участником компании, выпустившей пасквильное письмо, но он, очевидно, был к этому делу совершенно непричастен.
Да и трудно предположить, чтобы этот человек, действовавший всегда ученым оружием, снизошел до подпольного сочинительства грязных пасквилей.
По всей вероятности, он ничего и не знал о пасквильной затее, даже если она была делом Решилова, потому что перед появлением пасквиля Решилов перекочевал от Ф. в Бизюков монастырь.
Но и клятве Ф. не поверили.
Прямых улик против него не было, потому осудить его стеснялись.
Однако его продолжали держать под арестом до конца 1738 г. Тем временем умер его неукротимый противник, Феофан, а дело все равно тянулось.
Наконец разразился суровый приговор. 1738 год был годом важных политических процессов, и подозрительность аннинского правительства была напряжена до крайности.
После политических казней перестали стесняться и с Ф. Без каких-либо новых данных его осудили по старым недоказанным обвинениям.
В декабре 1738 г. в Кабинете состоялось определение: "По слушании взнесенного из Тайной Канцелярии экстракта из дела о тверском архиепископе Феофилакте Лопатинском, рассуждено, что помянутый архиерей Феофилакт, по обстоятельству производимого с прочими о нем дела, явился в важных винах; но при следствии не только о тех своих винах не принес чистой повинной, но коварно в том себя закрывал: ибо ведая, что имел он с монахом Иосифом, ныне расстригою Иваном Решиловым, письменную корреспонденцию, к тому же и персонально с ним неприличные речи, каковы в тех их пасквилях явствуют, говаривал, и от Решилова слыхал, на посланные к нему именные указы с явною бессовестною лжею объявлял, что того будто бы не бывало: но когда те его бессовестные ответы письмами Решилова явно были обличены, тогда никакого уже оправдания он не принес, кроме отговорки, что прежде не объявил он якобы от беспамятства... За оные важные вины подлежит лишить его архиерейства и всего священного и монашеского чина, и за надлежащим караулом послать его в Выборг и содержать там в замке, называемом Герман, до смерти его никуда неисходно, под крепким караулом, не допуская к нему никого, також бумаги и чернил ни для чего ему отнюдь давано б не было". После этого выборгского узника еще раз брали в мае 1739 г. в Тайную Канцелярию для допросов, так как нашелся новый доносчик, указавший близких Ф. лиц, одно из которых умело писать полууставом, почерком пасквиля.
Допросы эти, однако, ни к чему не привели.
Осуждение Ф. Лопатинского было встречено в русском обществе с великим негодованием.
Это был человек, всеми уважаемый, неподкупно честный, и никто не хотел и верить какой-либо его виновности.
Современники с замечательной похвалою отзываются об этом архиерее.
Учитель Евдокимов, хорошо знавший Лопатинского, пишет, например, о нем следующее: "Преподобный сей архиерей истинно преподобный, ибо согласовал жизнь со словом и учением апостольским (I посл. к Тимоф., гл. III). Упражняясь в проповеди слова Божья, он сочинял книги против раскольников и иноверцев — лютеран и кальвинов.
Нравом был кроток, снисходителен и доступен.
И сколько был кроток, столько ж и нестяжателен.
Купивши мызу Степаново, в 40 верстах от С.-Петербурга, на свои келейные деньги, он отдал ее потом в тверской архиерейский дом. До лишних строений и банкетов никогда не был охотник, разве по нужде. Был милостив к неимущим.
Во время голода, при крайней дороговизне хлеба, он своими келейными деньгами ссужал своих бедных крестьян и раздавал им хлеб даром. Когда же минуло голодное лето и настало обильное, принесли к нему записные книги, кому сколько дано было хлеба, и докладывали: не прикажешь ли этот хлеб отобрать? Преосвященный Феофилакт, взяв книги, бросил в печь, в огонь" (Рукоп. "Каталог тверских архиереев"). Иностранец Фандербек писал о нем: "Ученый круг уважает Феофилакта Лопатинского, епископа тверского.
Этот человек самого многостороннего образования, знаток греческой литературы, которой занимался с усердием и большим успехом... А его непоколебимая честность во всех обстоятельствах жизни напоминает собою золотой век. Одним словом, если бы можно было изобразить добродетель, то он был бы ее портретом". Ф. считали невинным страдальцем, жертвой жестокости аннинского царствования.
Многие современники склонны были видеть в нем даже страдальца за веру, потому что осуждение его приписывали ревности лютеран-иностранцев, которых обличал Ф. Последнее подозрение, однако, едва ли справедливо, потому что правительство Анны, осуждая Ф. и преследуя его, руководилось преимущественно политическими побуждениями.
Полемические сочинения Лопатинского только постольку были важны для правительства, поскольку они казались политически опасными, разжигая вражду к иноземцам.
Много обязан Ф. своей несчастной судьбой и Феофану Прокоповичу.
Последний создал ему подозрительную репутацию сторонника бунтовской компании и, хотя Феофан умер до окончательного решения участи Ф., эта участь предопределена была предшествующими розысками.
В выборгской крепости Ф. томился до конца царствования Анны Иоанновны.
После кратковременного регентства Бирона, как только власть перешла к правительнице Анне Леопольдовне, первым делом нового правления была амнистия всех политических осужденных в предшествовавшее царствование.
Указ об амнистии был опубликован 13 ноября 1740 г., и св. Синод тотчас же позаботился о множестве духовных страдальцев.
Ф. был освобожден одним из первых.
Его освободили 31 декабря 1740 г. Многие считали его уже мертвым и удивились его гражданскому воскрешению.
Впрочем, старец-страдалец был и действительно почти мертв. Ему вернули прежний сан. Первенствующий член синода Амвросий, говорят, со слезами возлагал на него знаки архиерейского достоинства.
Цесаревна Елизавета посетила его и тоже не могла удержаться от волнения.
Но дни несчастного архиерея были сочтены.
Он почти не мог двигаться и скоро скончался, 6-го мая 1741 г., на своем тверском петербургском подворье, и был погребен в Невском монастыре.
Как муж ученый Ф. известен на разных поприщах писательской деятельности, преимущественно богословского характера.
Первым крупным плодом его богословских занятий был курс лекций по догматике, читанный в Московской духовной академии.
Курс этот (на латинском языке, хранится в рукоп. Моск. дух. акад., №№ 255, 257, 259, 262) озаглавливается так: "Наука священная, в богословских состязаниях, по ученью святой церкви восточной, на основании священного писания, соборов и отцев умозрительно и с опровержением противных мнений изложенная в московской коллегии царя Петра Алексеевича в год с 1706—1710". Богословская система Ф. составлена главным образом по руководству Фомы Аквината, а отчасти киевских записок, особенно системы Кроковского.
По своему направлению она похожа на другие системы старой схоластической школы. — В возражение на сочинение Феофана Прокоповича "Об иге неудобоносимом" Ф. написал сочинение: "Иго Господне благо и бремя его легко, сие есть закон Божий с заповедми своими от призрачных, новоизмышленных тяжестей и неудобств противнических свобожден..." Сочинение это, посвященное церкви, однако, осталось неизданным; оно хранится в рукоп. Моск. дух. акад.; есть и в архиве св. Синода.
Состоит сочинение из 19 глав; в І и II гл. объясняются слова Деян. Апост., XV, 10; в III гл. говорится о законе нравственном и о заповедях Божиих; в IV гл. — о свободе христианской; в V гл. — о различии Нового завета от Ветхого; в VI гл. — о добрых делах; в VII—VIII гл. разрешаются противоречия и некоторые вопросы о ветхом законе; IX гл. — о непроизвольных страстях похоти и о совершенстве христианском; X гл. — о грехах простительных; XI гл. — о вере; XII гл. — об оправдании; XII гл. — о благодати оправдывающей и освещающей; XIV гл. — о пелагианской и кальвинской ереси; XV гл. — о возможности хранения заповедей Божиих; XVI гл. — свидетельство о добродетелях угодников Божиих; XVII гл. — содержание учения противника и неправоты его; XVIII гл. — содержание нашего учения; XIX гл. — увещание к православным.
Как видно, это был большой труд, выходящий за рамки простой полемики. — Против протестантства Ф. направлял свою деятельность и в других случаях.
Он был деятельным помощником Стефана Яворского в борьбе с лжеучением Тверитинова.
Затем он, как мы видели выше, издал "Камень веры" Яворского в 1728 г. Он же писал "Апокрисис" или "Ответ на писание ответно Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о лютеранской ереси на книгу блаженныя памяти преосвящ. митр. рязанского, нареченную Камень веры". Книге этой как выше было описано, не удалось увидеть свет, и она послужила лишь источником огорчений для автора (она имеется в рукоп. списках). — В Синоде Ф., как опять было отмечено, заведовал раскольническими делами.
Он усердно обличал раскол и путем литературным.
Ему принадлежит: "Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иером. Неофита". Рукописн. экземпл. этого соч. есть в библиотеке арханг. дух. семинарии (№ 532). Впоследствии, при имп. Елизавете (в 1745 г.), это сочинение было издано Арсением Мацеевичем, с некоторыми изменениями, под названием: "Обличение неправды раскольнической". Ф. же писал "увещание невеждам", напечатанное в 1725 г. (Полн. Собр. Зак., VII, 4635), обращенное к раскольникам.
В 1787 г. в Москве было напечатано сочинение Ф., посвященное князю Гавриилу Петровичу Гагарину, под заглавием: "Зерцало горячайшего ко Господу Богу духа, излиянного Феофилактом Лопатинским, блаженныя памяти архиепископом Тверским и Кашинским, им самим сочиненное на латинском языке и своеручно писанное". — В 1722 г. была напечатана в русском переводе книга Мавра Орбини "О начале имени народа славянского". В конце этого издания помещено было "Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии", опровергающее мнение западных писателей о западном происхождении славянского христианства.
Это "Рассмотрение" было сочинено Ф. еще в 1716 г. (см. об этом у Чистовича, "Феофан Прокопович", изд. 1868 г., стр. 30). — По поручению государя Ф., в бытность ректором, вместе с Софронием Лихудом и некоторыми другими, работал над исправлением славянской библии.
Труд этот занимал время 1713—1723 гг. Исправители сличали славянскую библию с греческими списками перевода 70-ти толковников, обращаясь, по нужде, и к еврейскому тексту, и к Вульгате; грамматические погрешности исправляли тут же, а более важные, кроме того, выписывали в особый каталог при предисловии. 3-го февраля 1723 г. исправленную библию разрешено было печатать, но 7-го сентября в том же году велено было еще раз ее пересмотреть.
Пятикнижие и книга Иова были пересмотрены во второй раз. При Екатерине I в ноябре 1726 г. опять библия была разрешена к печати, но с новым пересмотром.
Синод поручил дело тому же Ф. и Афанасию Кондоиди.
Но библия так и не была издана; рукопись Феофилактова исправления — библия в 8-ми книгах — хранится в синодальной библиотеке. — По поручению царя составил Ф. службу на день Полтавской победы (Москва, 1710 г.; в Минее — M., 1711 и 1717 гг.; — затем издана СПб., 1725 г., и в Киеве, 1754 г.). — Ф. немало трудился и на проповедническом поприще.
Известны его проповеди: Слово на заключение мира со Швецией (СПб., 1722 г., с нем. переводом);
Слово в день Екатерины (Москва и СПб., 1722 г.) и Слово другое в день Екатерины (СПб., 1725 г.). И по своему преподавательскому положению, и по официальному Ф. приходилось выступать и со светскими литературными произведениями.
В рукописи Моск. акад. (№ 289, 290, 291, 318) сохранился курс его лекций по философии под заглавием: "Три пути Аристотеля, которые надобно пройти в два года русскому Алкиду: иначе три вида философии, логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством цинтии Яворского с 9 сентября 1704 г.". В 1709 г. Ф., вместе с академическими учителями, составил книгу описания торжественной встречи полтавскому победителю в Москве, под названием "Великолепная Апофеосис..." (М., 1709 г.). По поводу той же победы Лопатинский сочинил комедию: "Божие уничижителей гордых уничижение..." (М., 1710 г.). Затем, известна его "Oda in laudem operis principis Demetrii Kantemiri", 1719 г., состоящая из 64-х латинских стихов ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1855 г., август).
Дела Гос. Архива VII разр., № 221, 368 (Дело Феофилакта). — Дела архива св. Синода за 1721—1741 гг. — "Каталог тверских архиереев", сочин. в 1767 г. учителем Иваном Евдокимовым, сослуживцем Лопатинского по Москве (рукопись твер. дух. семин.). — И. А. Чистович, "Решиловское дело", СПб., 1861 г. — Его же, "Феофан Прокопович и его время", СПб., 1868 г. — Б. В. Титлинов, "Правительство имп. Анны Иоанновны в его отношениях к делам прав. церкви", Вильна, 1905 г. — И. Я. Морошкин, "Феофилакт Лопатинский, архиепископ тверский" ("Русская Старина", 1886 г., январь-февраль). — Прот. Косьма Чередеев, "Биографии тверских архиереев", Тверь, 1859 г. — С. Смирнов, "История Московской славяно-греко-латинской академии", Москва, 1856 г. — Преосв.
Филарет, "Обзор русской духовной литературы", кн. II, М., 1884 г. — Митр. Евгений, "Словарь духовных писателей", т. II, СПб., 1827 г. — В. Аскоченский, "Киев с его древним училищем — Академией", Киев, 1856 г. — И. А. Чистович, "Исправление текста славянской библии перед изданием 1751 г." ("Православное Обозрение", 1860 г., т. I). — Пекарский, "Наука и литература в России при Петре Великом", т. І, СПб., 1862 г. — А. Архангельский, "Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом", Казань, 1883 г. — Д. Извеков, "Проповеднич. и противопротестантская литература на Руси в первой половине XVIII в." ("Православное Обозрение", 1871 г., январь). — Прот. И. Морев, "Камень Веры митр. Стефана Яворского", СПб., 1904 г. — С. Г. Рункевич, "История русской церкви под управлением Св. Синода", т. І, СПб., 1900 г. — Ф. А. Терновский, "Московские еретики в царствование Петра Великого" ("Православное Обозрение", 1863 г., т. X—XI). — "Православное Обозрение", 1860 г., кн. 2. (напечатано пастырское внушение Феофилакта одному своевольному игумену); 1862 г., № 2 (напечатано доношение Ф. Синоду с просьбой определить его в Иркутск и доклад Синода); 1872 г., № 12 (статья о Ф. Л.). — С. М. Соловьев, "История России". Б. Титлинов. {Половцов} Феофилакт Лопатинский — писатель, волынский уроженец.
Обучался в Киевской академии, закончил образование за границей; был ректором Московской академии, советником св. синода, епископом, затем архиепископом тверским, вторым вице-президентом синода.
Ф. — знаток греческого языка, исправитель Библии; его лекции по богословию, читанный в Московской академии и изложенный в строго-схоластическом духе по системе Фомы Аквината, надолго утвердили здесь преобладание схоластического направления.
По богословскому направлению Ф. был сторонником Стефана Яворского и не сочувствовал направлению Феофана Прокоповича.
Против трактата Прокоповича: "Об иге неудобоносимом" Ф. выступил с сочинением: "Об иге Господнем благом". Сочувствие его направлению Яворского выразилось, между прочим, в издании "Камня веры" (см. Стефан Яворский) и защите его. В этом предприятии усмотрена была политическая неблагонадежность.
В 1735 г. Ф. был вызван в Петербург к допросу, лишен свободы, обвинен "в злоумышленных, непристойных и предерзостных рассуждениях и нареканиях", и в 1738 г. присужден к лишению архиерейства и монашества и заключению в выборгском замке. В заключении Ф. оставался до 31-го декабря 1740 г., когда был освобожден.
Св. синод "восстановил" его в архиерейском сане. Он скончался 6 мая 1741 г. Кроме указанного выше труда, Ф. принадлежат, между прочим, "Политиколепная апотеозис" (М., 1709, описание торжественной встречи полтавскому победителю); комедия "Божие уничижителей гордых уничижение, при вшествии свейския силы разорителя" (Москва, 1710); "Слово о богодарованном мире, заключенном российской империей с короной шведской" (М., 1722; с немецким переводом); "Зерцало горячайшего к Господу Богу духа" (М., 1782); "Обличение неправды раскольнической" (написано Ф. по поручению св. синода в опровержение "Поморских ответов"; напечат. лишь в 1745 г.). Книга, написанная Ф. в защиту "Камня веры", носила след. заглавие: "Апокризис или ответ на писание ответно Франциска Буддея и пр.". См. Н. А. Покровский, "Ф. Лопатинский" ("Православное Обозрение", 1872, № 12); И. Я. Морошкин, "Ф. Лопатинский, архиепископ тверской, в 1706—1741 гг." ("Русскаz Старина", 1886, I и II); И. А. Чистович, "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868); Пекарский, "Наука и литература в России при Петре Великом" (СПб., 1862); С. Рункевич, "История русской церкви под управлением св. синода" (т. I., СПб., 1900); его же, "Преосвященный Ф. (Лопатинский) в его переписке с Петром Великим" ("Странник", 1906, сентябрь). {Брокгауз} Феофилакт Лопатинский (Федор) — архиепископ Тверской и Кашинский Уроженец Волыни.
Обучался в Киево-Могилянской коллегии, затем в Коллегии святого Афанасия в Риме. В Киево-Могилянской коллегии принял монашеский постриг.
Был наставником Киево-Могилянской коллегии.
В 1704 году был вызван в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где был преподавателем богословия, затем наставником.
С 1706 по 1708 годы — префект Московской Славяно-греко-латинской академии.
С 1708 по 1722 годы — ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.
С 21 января 1722 года — советник Святейшего Синода.
С 9 марта 1722 года — архимандрит Московского Чудова монастыря. 24 февраля 1723 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. 9 марта 1725 года возведен в сан архиепископа. 25 июня 1725 года назначен архиепископом Псковским. 15 июля 1726 года переведен на Рязанскую кафедру. 1 октября 1726 года, по личной двукратной просьбе, возвращен императрицей Екатериной I на Тверскую кафедру.
С 1723 года — второй вице-президент Святейшего Синода. 6 апреля 1735 году был взят под стражу в Санкт-Петербурге и препровожден в Тайную канцелярию. 13 декабря 1738 года архиепископ Феофилакт был лишен епископского сана и заключен в Выборгскую крепость. 31 декабря 1740 года освобожден из крепости и восстановлен в прежнем сане. Скончался 6 мая 1741 года. Погребен в Александро-Невском монастыре.
Преосвященный Феофилакт был школьным товарищем и другом архиепископа Феофана (Прокоповича; † 1736). Он входил во вторую группу архиереев Петровского времени, состоявшую из архиереев малорусского происхождения, воспитывавшихся в Киево-Могилянской коллегии.
Главное направление богословского учения в Киево-Могилянской коллегии было схоластическое, его-то архимандрит Феофилакт принес из Киева в Москву и строго держался все время в период своего ректорства.
Архимандрит Феофан (Прокопович) ввел новый метод преподавания, выработанный протестантской богословской наукой, что послужило причиной раздора между ними. Архимандрит Феофилакт говорил, что отец Феофан внес в свои лекции мнения лютеранские и склонность к кальвинизму.
Впоследствии архимандрит Феофилакт написал жесткое опровержение на книгу архимандрита Феофана "Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о неудобоносимом иге..." под заглавием: "Иго Господне благо и бремя Его легко". Эти обвинения, предъявленные архимандритом Феофилактом архимандриту Феофану в неправомыслии, поддерживал и патриарший местоблюститель митрополит Стефан (Яворский; † 1722). Разногласия между архимандритами Феофилактом и Феофаном (Прокоповичем) продолжали усиливаться.
Архимандрит Феофилакт и Гедеон (Вишневский; † 1761) подали протест против архиерейской хиротонии архимандрита Феофана, упрекая его в неправославии.
Они сделали подборку из учения архимандрита Феофана и показали греческим ученым, иеромонахам Иоанникию и Софронию Лихудам, прося дать свое заключение.
Отзыв был отрицательный.
Затем они показали эту подборку патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану, убеждая отправить ее в Санкт-Петербург и тем воспрепятствовать архимандриту Феофану в получении епископского сана. Митрополит Стефан сомневался в успехе начатой борьбы.
В конечном итоге митрополит Стефан и архимандрит Феофан примирились, а архимандрита Феофилакта и Гедеона заставили принести извинения перед архимандритом Феофаном как клеветников.
Будучи ректором Московской Славяно-греко-латинской академии, архимандрит Феофилакт вместе с архимандритом Московского Симонова монастыря Иосифом (Туробойским) и с учителями академии сочинил целую книгу Приветствий Петру I в связи с возвращением в Москву после Полтавской победы.
Книга была напечатана в 1709 году. Государь за эту книгу назначил ректору и всем учителям прибавку к жалованью.
По именному повелению Петра I, архимандрит Феофилакт сочинил и церковную службу по случаю Полтавской победы.
Служба была рассмотрена самим государем, поправлена, одобрена и в 1710 году напечатана в Москве, а вторично в Санкт-Петербурге в 1725 году. Петр I указом от 14 ноября 1712 года повелел предпринять ревизию текста Библии путем сличения как с Септуагинтой, так и с Вульгатой, причем для исправления Ветхого Завета за основу надлежало брать Септуагинту.
Эта работа была поручена ректору Московской Славяно-греко-латинской академии архимандриту Феофилакту (Лопатинскому) под наблюдением патриаршего местоблюстителя митрополита Стефана (Яворского).
Архимандрит Феофилакт начал с Ветхого Завета, используя также Вульгату и еврейский текст, и в 1724 году доложил императору о выполнении поручения; к сожалению, в связи со смертью Петра I в 1725 году работы по подготовке издания прекратились.
В 1735 году архиепископ Феофан (Прокопович) представил Святейшему Синоду критический доклад о труде архимандрита Феофилакта и добился проверки исправленного текста.
Эта работа была поручена архимандриту Амвросию (Юшкевичу), а после назначения его на Вологодскую кафедру — архимандриту Стефану (Калиновскому).
Уже к 1738 году архимандрит Стефан столкнулся с большими трудностями, не зная, какие из имевшихся у него греческих рукописей предпочесть.
Наконец, он рекомендовал Святейшему Синоду печатать исправленный на основе греческих рукописей текст параллельно с текстом архимандрита Феофилакта и с перечнем внесенных изменений.
Синод согласился с этим предложением, которое 6 сентября 1740 года было утверждено императрицей Елизаветой Петровной. 18 декабря 1751 года эта так называемая Елизаветинская Библия вышла из печати.
До конца синодального периода Елизаветинская Библия оставалась в употреблении в Русской Православной Церкви без изменений.
Достигнув власти, архиепископ Феофан отомстил владыке Феофилакту.
Он обратился в Тайную канцелярию, куда представил для рассмотрения книгу митрополита Стефана (Яворского) "Камень веры" и положительный отзыв на нее архиепископа Феофилакта.
Книга "Камень веры" в 1728 году была одобрена к изданию архиепископом Феофилактом, что вызвало неудовольствие многих, а особенно Бирона, графа и всесильного фаворита императрицы.
Сам архиепископ Феофан называл "Камень веры" вредным сочинением.
И началась исповедническая страда преосвященного Феофилакта.
Он был исключен из членов Святейшего Синода.
Книга "Камень веры" была запрещена везде и изъята.
В августе 1732 года владыка Феофилакт под стражей был доставлен в Санкт-Петербург.
С 24 августа по 6 октября 1732 года архиепископ Феофилакт со своими служителями безвыходно содержался на Тверском подворье в Петербурге.
После этого он был отпущен в свою епархию, где занялся устройством семинарии в Отроч монастыре. 12 июня 1735 года архиепископ Феофилакт был взят под стражу вторично.
Его доставили в Петербург на суд Святейшего Синода.
Вслед за ним были привезены все его книги и бумаги.
Архиепископа Феофилакта три раза поднимали на дыбу, били батогами без рубахи, подвергали и другим пыткам Тайной канцелярии.
По проведении суда по именному указу императрицы Анны Иоанновны архиепископ Феофилакт под мирским именем Федор в течение трех лет под стражей содержался на Тверском подворье. 8 сентября 1736 года скончался архиепископ Феофан (Прокопович).
Между тем было обнаружено так много очагов тайной оппозиции немецкому засилью, что дело продолжилось, но уже как чисто политическое.
После трехлетнего заключения последний противник архиепископа Феофана в богословских спорах, преосвященный Феофилакт, 13 декабря 1738 года по повелению императрицы Анны Иоанновны был лишен епископского сана и заточен в Выборгскую крепость.
Одним из славных дел правительницы Российской империи Анны Леопольдовны (1740—1741) была амнистия невинно ссыльных в прошлое царствование. 13 ноября 1740 года был обнародован высочайший указ. Святейший Синод, в котором первым членом после смерти архиепископа Феофана (Прокоповича), был епископ Вологодский Амвросий (Юшкевич, † 1745; впоследствии архиепископ Новгородский), вспомнил о своих страдальцах.
Он затребовал от Тайной канцелярии список высланных архиереев и позаботился об их возвращении.
И наступило точно воскресение мертвых.
Сотни, тысячи людей, без вести пропавших и считавшихся умершими, ожили снова. Со всех отдаленных мест Сибири потянулись освобожденные страдальцы на свою родину или в места прежней службы — кто с вырванными ноздрями, кто с отрезанным языком, кто с перетертыми от цепей ногами, кто с изувеченными от пыток руками и изломанной спиной.
Трудно сказать, из какого звания было больше опальных и ссыльных.
Проповедники следующего царствования, говоря о делах минувшего царствования, приписывают эти опалы ненависти немцев-лютеран к русской вере и русскому народу, старавшихся будто бы истребить самый корень восточного благочестия, и потому считают, что больше всех терпели духовные— архиереи, священники и монахи. 31 декабря 1740 года по повелению Анны Леопольдовны Феофилакт был освобожден из крепости и восстановлен в прежнем сане. "Все удивились этому, — пишет один из современников, — потому что его уже считали мертвым, а он еще вдруг явился живым". Из крепости были освобождены и 534 полусгнивших экземпляра "Камня веры", в том числе две оригинальные письменные книги. В то же время разрешено "впредь оныя по потребе печатать и продавать в народе". После таких страданий и по лишении знаков архиерейского сана, преосвященный Феофилакт снова принял их с почтением от Святейшего Синода.
Когда из казармы взяли его на новгородское подворье и очистили его от загрубевшей на нем грязи, тогда сам преосвященный Амвросий, архиепископ Новгородский, со слезами участия снова возложил на него знаки монашеского и архиерейского чина. Посетила его и цесаревна Елизавета Петровна и спрашивала: "Знает ли ее?" Он сказал: "Знаю, что ты искра Петра Великого". Цесаревна, отвернувшись, прослезилась и пожаловала ему на лекарство триста рублей.
Преосвященный Феофилакт был настолько болен, что не мог почти говорить, ни на постели перевернуться. 6 мая 1741 года он скончался и 8 мая был погребен в Александро-Невском монастыре.
Архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) писал к епископу Тверскому Митрофану (Слатвинскому; † 1752): "дабы усопшего в Бозе Феофилакта архиепископа вписал с прочими православными архиереями в диптих". Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) принадлежит к числу тех замечательных людей, которыми так богато было царствование Петра Великого.
Его имя золотыми буквами вписано в историю Русской Православной Церкви.
Современники, русские и иностранцы, отзывались с величайшим почтением о преосвященном Феофилакте. "Преподобный сей архиерей, — писал Иван Евдокимов, сослуживец владыки Феофилакта и учитель Тверской духовной семинарии,— истинно преподобный, ибо согласовал жизнь со словом и учением апостольским.
Упражняясь в проповеди слова Божия, он сочинял книги против раскольников и иноверцев — лютеран и кальвинистов.
Нравом был кроток, снисходителен и доступен.
И сколько был кроток, столько же и нестяжателен.
Купивши мызу Степаново в сорока верстах от Санкт-Петербурга на свои келейные деньги, он отдал ее потом в тверской архиерейский дом. До лишних строений и банкетов никогда не был охотник, разве по нужде. Был милостив к неимущим.
Во время голода, при крайней дороговизне хлеба, он своими келейными деньгами ссужал своих бедных крестьян и раздавал им хлеб даром. Когда же минуло голодное лето и настало обильное, принесли к нему записные книги, кому сколько дано было хлеба, и докладывали: не прикажешь ли этот хлеб отобрать? Преосвященный Феофилакт, взяв книги, бросил в печь, в огонь". Это был премудрейший — в школах, преострейший — богослов, в епархии — предобрейший пастырь, в Синоде — правдивейший судия. "Ученый круг, — писал грек Фандербек, — уважает Феофилакта Лопатинского, епископа Тверского.
Это человек самого разностороннего образования, знаток греческой литературы, которой занимался с усердием и большим успехом... А его непоколебимая честность во всех обстоятельствах жизни напоминает собою золотой век. Одним словом, если бы можно было изобразить добродетель, то он был бы ее портретом". Митрополит Московский Макарий (Булгаков; † 1882) называл Феофилакта незабвенным и знаменитым архипастырем, в полном смысле страдальцем за православную веру, бодрствовавшим на страже Православия.
Труды: Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии. — 1716. Наука священная, в богословских состязаниях, по ученью святой церкви восточной, на основании Святого Писания, соборов и отцов, умозрительно и с опровержением противных мнений, изложенная в Московской коллегии царя Петра Алексеевича в годы 1706—1710 (курс лекций по догматическому богословию).
Три пути Аристотеля, которые надо пройти в два года русскому Алкиду, иначе три вида философии: логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством Яворского с 9 сентября 1704 года (курс лекций по философии).
Иго Господне благо и бремя Его легко, сие есть закон Божий с заповедьми своими от призрачных, новоизмышленных тяжестей и неудобств противнических свобожден... (критика на сочинение Феофана Прокоповича "Об иге неудобоносимом"). Это сочинение не издано, хранилось в рукописи Московской духовной академии и в архиве Святейшего Синода.
Апокрисис, или "Возражение на письмо Буддея" (не издано).
Увещание невеждам. — 1725. Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честнаго иеромонаха Неофита (рукопись этого сочинения находилась в библиотеке Архангельской духовной семинарии, № 532). Зерцало горячайшаго ко Господу Богу духа, излияннаго Феофилактом Лопатинским, блаженныя памяти архиепископом Тверским и Кашинским, или Молитвословие, им самим на латинском языке сочиненное и своеручно писанное, а со онаго на российский преложенное Гавриилом Щеголевым. — М., 1787 (посвящено кн. Гавриилу Петровичу Гагарину).
Политиколепная Апофеосис достохвальныя храбрости Всероссийского Геркулеса, Пресветлейшаго и Великодержавнейшаго, Богом венчаннаго и Богом укрепляемаго и Богом прославляемаго Великаго Государя и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Императора и Автократора и проч., возвращающагося в Москву и проч., от Академии Московския торжествована. — М., 1709. Комедия на ту же победу: "Божие уничижителей гордых уничижение". — М., 1710. Служба благодарственная Господу Богу о великой победе над шведским королем Карлом XII и воинством его, одержанной государем Петром Великим под Полтавою. — М., 1709. Внушение Феофилакта одному своевольному игумену // Православное обозрение. — М., 1860. — Кн. 2. Доношение Феофилакта Синоду с просьбой определить его в Иркутск и доклад Синода // Православное обозрение. — М., 1862, № 2. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем — Академией: в 2 т. — Киев, 1856. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. — Казань, 1883. Чистович И. А. Решиловское дело. — СПб., 1861. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. — СПб., 1868. Чистович И. А. Исправление текста славянской Библии пред изданием 1751 г. // Православное обозрение. — М., 1860. — Т. 1. Титлинов Б. В. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам Православной Церкви. — Вильна. 1905. Морошкин И. Я. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской // Русская старина. — СПб., 1886, январь, февраль.
Чередеев К., протоиерей.
Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. — Тверь, 1859. Смирнов С. К., протоиерей.
История Московской славяно-греко-латинской академии. — М., 1855. Евгений (Болховитинов), митрополит.
Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. — СПб., 1827. — Т. 2. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 158,164, 444. Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. — СПб., 1862. — Т. 1. Морев И. В., протоиерей.
Камень веры митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. — СПб., 1904. Рункевич С. г. История Русской Православной Церкви под управлением Святейшего Синода. — СПб., 1900. — Т. 1. Рункевич С. г. Александро-Невская лавра 1713— 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. г. Рункевича. — СПб., 1913. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905, с. 78—81. Терновский Ф. А. Московские еретики в царствование Петра Великого // Православное обозрение. — М., 1863. — Т. 10,11. Извеков Д. Проповедническая и противопротестантская литература на Руси в 1-й половине XVIII в. // Православное обозрение. — М., 1871. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1882, с. 136. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 29. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 64. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 703, 704, 705. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 292, 403, 427. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 29. Русский провинциальный некрополь // [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 4, с. 718. Филарет (Гумилевский), архиепископ.
Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 303—306. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. 4, с. 233, 234, 257, 258, 259, 913, 917, 919, 1034, 1046, 1103, 1191, 1503—1508, 1509; кн. 5, с. 42, 264, 330, 331, 614, 615. Каталог тверских архиереев (составлен в 1757 году сослуживцем Лопатинского Евдокимовым — рукопись хранилась в Тверской духовной семинарии).
Исторический вестник. — СПб., 1883, январь, с. 202; февраль, с. 279. — 1884, декабрь, с. 560. — 1892, февраль, с. 493, 497. — 1896, апрель, с. 156—157, 176, 177, 181; июль, с. 75—76. — 1905, июнь, с. 907. Известия по Казанской епархии. — 1869, № 20, с. 605. Русская старина. — СПб., 1876, февраль, с. 268, 269, 271; апрель, с. 442, 724. — 1879, апрель, с. 748; май, с. 3,18. — 1886, январь, с. 1—38; февраль, с. 265—292. — 1887, июль, с. 1, 3. — 1888, август. — с. 421; декабрь, с. 748. Православное обозрение. — М., 1863, январь, с. 48—106. Православный собеседник. — Казань, 1907, июль-август, с. 281; сентябрь, с. 430. Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917; 1878, май, с. 289, 308—309. Русский архив. — М., 1888. — Т. 3, с. 587—592. — 1912, № 6, с. 300. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2149. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 4, доп., с. 933—934. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 457—465. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 42. Макарий (Булгаков), митрополит.
История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 8, ч. 1, с. 75, 103, 104, 131, 175—177, 180—183, 295, 399, 401, 413, 415, 416, 509, 590; т. 8, ч. 2, с. 7,19, 25, 26, 28,158, 353, 354, 430, 452, 454. Феофилакт Лопатинский — Архиепископ Тверской и Кашинский, Член Св. Синода, родился в Волыни от Шляхетной фамилии, обучался в заграничных Училищах и в Киевской Академии, где и пострижен, а потом вызван в Московскую Академию к Учительской должности и там с 1706 до 1708 года был Префектом; а с 1708 по 1722 год Ректором; потом Архимандритом Московского Чудова Монастыря и Советником новоучрежденного тогда Св. Синода; в 1725 году хиротонисан во Епископа Тверской и Кашинской Епархии; а в 1725 году Марта 9 пожалован Архиепископом и вторым по Феофане Прокоповиче Вице-Президентом Синода.
Бывши еще Ректором Московской Академии, он вместе с Симоновским Архимандритом Иосифом Туробойским и с Академическими Учителями сочинил целую книгу Приветствий Государю Петру Великому на возвращение и торжественный въезд в Москву после Полтавской победы.
Книга сия в лист на 178 страницах, с описанием Триумфальных Врат, напечатана была в 1709 г. в Москве под заглавием: Политиколепная Апофеосис достохвальныя храбрости Всероссийского Геркулеса, Пресветлейшаго и Великодержавнейшаго, Богом венчаннаго и Богом укрепляемаго и Богом прославляемого Великого Государя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Императора и Автократора и проч., возвращающагося в Москву и проч., от Академии Московския торжествована.
Государь за сию книгу положил Ректору и всем Учителям прибавку жалованья.
На сию же победу по Именному Повелению Феофилакт сочинил и Церковную Службу, которая самим Государем рассмотрена, поправлена, одобрена и в 1710 году напечатана в 4 долю листа в Москве, а вторично в С.-Петербурге в 1725 г. С 1715 года вместе с Директором Духовной Типографии Феодором Поликарповым по Указу Государеву переводил он разные книги с Латинского языка, а с 1712 года занимался по Государеву же Указу с Иеромонахом Софронием Лихудом, Монахом Феологом, Греком Анастасием и с вышеупомянутым Поликарповым исправлением перевода Словенской Библии, которую и вторично в 1724 году с Архимандритом Афанасием Кондоидом в С.-Петербурге пересматривал и приготовил к изданию (см. ст. о Софронии Лихуде).
Между тем часто упражнялся и в Проповеди Слова Божия. Несколько Поучений его напечатано было в Москве в 1722 и 1725 гг. Славенскими буквами в долю листа, а одно, говоренное им в 1722 г. на заключение мира с Швецией, того же года в лист напечатано в Москве с Немецким переводом, но большая часть остались неизданными.
Сверх того сочинил он целую книгу на Раскольников под названием Обличение неправд Раскольницких, а другую на Ереси Лютеранские и Кальвинские в оправдание Яворского книги, именуемой Камень Веры, которую он и одобрил к печатанию в 1728 году и которую оспаривали Лютеране (см. статью о Стефане Яворском).
Но сии-то две последние книги (Яворского и его собственная) возбудили на него неудовольствие многих, а особливо Герцога Бирона, от которых дабы уклониться, испросил он в 1731 году себе увольнение в Епархию, где занялся устроением Семинарии в Отроче Монастыре и умножением в ней классов, а также частным проповедованием и сочинением Духовных книг. Однако ж не оставили его и там спокойным.
Книга Камень Веры была запрещена везде и отбираема, а сочиненная им самим на Лютеран и Кальвинистов письменная взята на рассмотрение в Тайную Канцелярию, куда в 1732 году в половине Августа привезен был и сам Сочинитель под крепкою стражею и строго допрашиван по трем первым пунктам; потом с 24 Августа по 6 Октября на Петербургском Тверском Подворье со всеми его служителями содержан был безысходно.
Однако ж после сего тайно паки отвезен в Тверь без обвинения; а вторично уже 12 Июня 1735 года взят в Петербург под Суд Св. Синода и также содержан был под крепкою стражею на Подворье Тверском.
Вслед за ним привезены были все бумаги его и книги, и также к розыску два келейные его, Ризничий, Архимандрит Отрочевский и Секретарь.
По произведении Суда по Именному Указу лишен он был Архиерейства и Монашества и под мирским именем Феодора предан Тайной Канцелярии.
После чего 3 года содержан был на Подворье под тайною стражею и в сие время получил удар паралича; наконец заключен в казарму Петербургской Крепости, где и пробыл два года, до кончины Императрицы Анны Иоанновны и до падения Бирона.
Уже Регентша Анна в конце 1740 года повелела освободить его и возвратить ему Сан Архиерейства, в который и облечен он самими Членами Синодальными при общих слезах всех присутствовавших.
Однако ж расслабленное параличом его здоровье не позволило уже принять ему Епархию; а в следующем 1741 году Мая 6 на своем Подворье он скончался и погребен со всею подобающею честью 8 числа того же месяца в Александровском Монастыре.
Все его страдания, а по окончании оных трогательнейшее посещение, сделанное ему Государынею Елисаветою Петровною, бывшею тогда еще Великою Княжною, незадолго до кончины его, подробнее и обстоятельнее с причинами описал современник Иван Евдокимович, Тверской Семинарии Учитель, в сочиненном им в 1757 г. Биографическом Каталоге Тверских Архиереев.
Книга его, писанная на Лютеран и Кальвинов под названием Апокризис или Ответ на писание ответно Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о Лютеранской Ереси на книгу блаженныя памяти Преосв.
Митрополита Рязанскаго, нареченную "Камень Веры", осталась в списках у охотников; а книга "Обличение неправд Раскольнических по кончине его пересмотрена и поправлена Синодальным Членом Арсением Мацеевичем, Архиепископом Ростовким, и напечатана в Москве в 1742 г., в лист, Славенскими буквами.
В 1782 г. издана еще в Москве переведенная с Латинского его подлинника книжка под заглавием Зерцало горячайшего к Господу Богу духа, в 8 долю листа Гражданскими буквами.
В Архиве Св. Синода есть еще рукописное сочинение его под заглавием Иго Господне благо. Феофан Прокопович почитал сию книгу, якобы написанную вопреки его книге о Иге неудобоносимом. {Болховитинов} Феофилакт Лопатинский с 1708 г. ректор Моск. заиконоспасск. акад., архимандр.
Заиконоспасск. м. 1708—22 г. и — 1722—23 г. Чудова мон., apхиеписк. тверской 1723—38 г. (лишен сана; 1740 г. восстановлен), † 1741 г. 6 мая. Прибавление: Феофилакт Лопатинский, по расчету времени занятия им должности ректора Заиконоспасской академии, не мог родиться 1685 г., а разве от 13 до 15 лет раньше. {Половцов}