Феофан Авсенев
(в миру Петр Семенович) — архимандрит, инспектор Киевской духовной академии и потом настоятель православной церкви в Риме. Родился в Воронежской губернии, в селе Московский поселок, в 1812 году и был одним из 6-ти сыновей священника тамошней церкви Симеона Авсенева.
Образование он получил в Воронеже в духовном училище и потом в духовной семинарии, по окончании курса в которой в 1829 году поступил в Киевскую духовную академию.
Здесь он скоро обратил на себя внимание всех беспримерным добродушием и простосердечием и чрезвычайной охотой к чтению книг, преимущественно философского содержания.
Он был добр, общителен, скромен, услужлив, послушен и благочестив.
По необыкновенной жажде к учению и по молодости Авсенев был редким явлением в академии.
Окончив академический курс наук в 1835 г., он по выбору ректора академии оставлен был при академии бакалавром немецкого языка. Должность эту он исправлял около 3-х лет. Преподавая историю немецкой литературы, он невольно знакомился с немецкой философией.
К его удовольствию, 3 марта 1836 г. он был перемещен на кафедру философии.
Это было цветущее время преподавания философии в Киевской академии.
Всем памятные его лекции о болезнях, о сне, о лунатизме, о смерти повергали весь состав слушателей в самое глубокое размышление.
Гармония мысли и веры в нем была поразительная.
В 1839 году он был сделан экстраординарным профессором по той же кафедре.
Слава о нем как о глубоком мыслителе быстро распространилась, и он был приглашен занять философскую кафедру в университете Св. Владимира, где он (не оставляя службы при академии) заслужил всеобщее уважение и расположение.
Вскоре в жизни Авсенева произошла большая перемена.
Когда один из его близких сослуживцев по академии принял монашество, он сам стал подумывать о том же. Решиться на это ему не стоило труда, потому что образ жизни его был давно уже истинно монашеский, да и по образу мыслей он был близок к тому. В 1844 г. согласно прошению он был уволен от службы в университете и 11 октября того же года пострижен в монахи и наречен Феофаном.
Пострижение было совершено митрополитом киевским Филаретом в пещерах преп. Антония.
Ф. понял и принял монашество самым строгим образом, точно так, как оно давно представлялось ему в идее. В 1845 г. в сане иеромонаха Ф. был вновь приглашен киевским попечителем к чтению лекций философии в университете и допущен к преподаванию, но в марте того же года министерство народного просвещения нашло излишним иметь другого преподавателя, и потому Ф. был уволен от должности. 16 июня 1846 г. Ф. возведен был в сан архимандрита и в октябре того же года занял должность инспектора в академии.
Верный своему сану, он старался отдалиться от философских занятий и упражняться более в богословии.
Поэтому, будучи уже ординарным профессором философии, он желал переместиться на какую-либо из богословских кафедр, но этого он не достиг, а только взял на себя преподавание библиологии.
С необыкновенным трудолюбием взялся он за это новое занятие; между тем организм его уже был подточен, и он нуждался сильно в отдыхе; это заставило его искать другой род службы.
Ему представился случай занять открывшуюся в посольской церкви нашей в Риме настоятельскую вакансию. 20 марта 1851 г. он выехал в Рим и 31 марта следующего года скончался там. Ни в светском быту, ни в монашестве Ф. не любил ни славы, ни денег, ни роскоши, ни забав, ни даже каких-либо удобств в домашней жизни. В кругу собеседников, любивших его умное слово, он излагал свои мысли, всегда глубокие, свежие, светлые, отрадные, веявшие чистотой и христианской святыней.
В домашней жизни он был прост, открыт, ласков, общителен, тих и невзыскателен, щедр и благотворителен до самоотвержения, не прилагая сердца своего ни к чему, что имел, кроме только книг, да и те не держал, как мертвый капитал, а давал читать их всякому, и даже сам навязывался на то. Владея вполне развитым эстетическим чувством и проводя всюду параллель между духовным и чувственным бытием, он на все изящные искусства смотрел только с точки зрения высшего философского их значения.
Музыка доставляла ему высокое наслаждение; отдавая предпочтение музыке церковной, он иногда и сам разыгрывал на гуслях духовные концерты.
Он был один из ученых людей России того времени.
Богословские, философские, исторические и естественные науки составляли обыкновенный круг его занятий.
Языки еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, итальянский он знал превосходно.
В университете П. С. Авсенев читал логику, историю души, историю новейшей философии, нравственную философию в соединении с естественным правом и философию истории.
Лекции его, читанные в университете, впоследствии вошли в состав юбилейного издания под заглавием: "Сборник из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии... изданный академией по случаю пятидесятилетнего юбилея ее", Киев, 1869 г. В сборнике напечатано 246 страниц из лекций Ф. по опытной психологии.
В лекциях есть след, что Ф. пытался расширить свой научный кругозор далее пределов обычного опыта. При жизни он печатал статьи философско-религиозного содержания в журнале "Воскресное Чтение" ("О сновидениях", "Символы в природе", "Чаяние великой субботы в природе", "Примечание для моралистов", "Воодушевление", "Истинно-высокое"). Кроме того, в "Москвитянине за 1852 г., № 20, была напечатана его статья: "Наблюдения над умирающими" — отрывок из "Психологии" ("Ж. М. Н. Пр.", 1853 г., ч. LXXVII, стр. 104). Дела архива Св. Синода, 1844 г., № 1821; 1850 г., № 606; 1860 г., № 927; 1863 г., № 1623. — Дела Комиссии Дух. учил., №№ 9030 и 10648. — Проф. Владимирский-Буданов, "История университета". — Памятная книжка Киевской губернии на 1857 г., стр. 123—133. — "Журнал Мин. Народного Просвещения, 1853 г., ч. 77, отд. VII, стр. 101—108. — "Домашняя Беседа", 1863, вып. 22 и 25. — "Московские Ведомости", 1853, № 13. — Иконников, "Биографический словарь профессоров и преподавателей Имп. университета св. Владимира", Киев, 1884, стр. 6—11, и Дополнение, стр. 805. — Шульгин, "История университета Св. Владимира", стр. 160. — Аскоченский, "История Киев. духовной акад. после 1819 года", К., 1863 г. Конопасевич. {Половцов}