Федоров Иван (первопечатник)
(или Федорович), иначе Иван Друкарь — диакон, принимаемый за первого печатника в России; ум. 5 декабря 1583 г. Теперь почти нет сомнения, что Ф. в строгом смысле слова не может быть называем русским первопечатником: не говоря о том, что есть ясные свидетельства о существовании в Москве ранее его мастеров печатного дела, библиографии известны несколько печатных книг, бесспорно вышедших до появления первого его издания и именно в Москве.
О происхождении и жизни Ф. до выступления в роли типографа не известно ничего точного.
Одни догадываются, что он был родом москвич, другие дают веру темному известию о происхождении его из с. Николы Гостуни, Лихвинского уезда Калужской губ. Истории он становится известен как вдовый диакон Николо-Гостунской кремлевской церкви, которому вместе с Петром Мстиславцем, царь и м. Макарий поручают в 1563 г. устройство типографии в Москве.
Это поручение предполагает полное им знание к тому времени типографского искусства и известность, с этой стороны, митрополиту и царю, а писанные им послесловия к изданиям свидетельствуют о начитанности в святоотеческой и современной литературе.
Где, когда и в каких условиях мог выучиться Ф. своему искусству, эти вопросы остаются открытыми, хотя и часто поднимаются в подлежащей литературе.
Деятельность его началась в 1563 г., после того как был построен на царские средства типографский дом, приготовлены инструменты и шрифты и набраны или подготовлены помощники — "клевреты". 19 апреля этого года он вместе с Петром М. приступил "первее" к печатанию Апостола, который вышел в свет 1 марта 1564 г., в очень совершенном в типографском отношении виде. 2 сентября 1565 г. был начат и 29 октября того же года окончен Часослов, последний труд печатников в Москве.
После этого с ними произошло что-то непонятное.
Несмотря на покровительство царя (м. Макария уже не было в живых), печатники терпят гонения от невежд, обвиняются в ереси и, после пожара типографии от поджога врагами, бегут в Литву. Бегство это, надо полагать, не было очень поспешным, так как беглецы захватили с собой много казенного типографского материала, а Ф. взял, сверх того, и своих детей, которых было несколько и среди которых были малолетние (из них известно имя одного старшего сына, Ивана, впоследствии помогавшего отцу в книгопечатании).
В Литве, благодаря хлопотам литовского гетмана Г. А. Ходкевича, печатники встретили хороший прием у короля и панов литовской рады. Это могло быть в конце 1565 или начале 1566 г. в Вильне или в половине 1567 г. в Гродне, ибо в подразумеваемое время лишь в эти годы в указанных городах держались литовские сеймы в присутствии Сигизмунда-Августа.
Ходкевич приютил беглецов у себя, продолжительное время содержал их и даже подарил Ф. "немалу весь" в окрестностях Заблудова.
Вскоре в Заблудове или, быть может, в помянутой веси на средства того же гетмана Ф. открыл типографию, в которой 17 марта 1569 г., совместно с Мстиславцем, напечатал Учительное Евангелие, а в 1570 г. один — Следованную Псалтирь.
Старость, болезни и разные затруднения заставили, однако, Ходкевича закрыть типографию.
Ф. принужден был некоторое время жить в своей деревне и заниматься сельским хозяйством, но, как сам он рассказывает, влечение к "богоизбранному делу", посредством которого он призван был рассеивать по вселенной духовные семена и всем по чину раздавать духовную пищу, не дало ему покоя. В 1572 г., в самый разгар моровой язвы, по трудной и длинной дороге, терпя всевозможные лишения, с детьми и типографским имуществом, он переправляется в Львов. Здесь, со слезами и унижениями, как милостыню, выпрашивает он у небогатой части горожан небольшую сумму денег и, вопреки противодействию львовского столярного цеxа и городского совета, не разрешавших ему держать у себя не принадлежавшего к цеху столяра и производить необходимые столярные работы, оборудует к январю 1573 г. собственную топографию и 15 февраля следующего года издает московским шрифтом Апостол.
Споры ли с цехом, или денежные затруднения (в 1574 г. Ф. заложил в первый раз свою типографию) заставили его 2 марта 1575 г. поступить на службу к кн. Константину Острожскому "справцем" или "державцем" (управляющим) принадлежавшего князю Дерманского монастыря. 25 марта 1575 г. он был во Львове и выдал доверенность на ведение своих дел, именуясь еще львовским жителем. 9 августа того же года в луцкие гродские книги занесена запись об обещании его как державца Дерманского монастыря дать удовлетворение за грабеж, учиненный монастырскими людьми в имении панов Спасовских. 16 августа он лично присутствовал во львовском суде. 2 апреля 1576 г. по приказанию кн. Острожского совершает, во главе вооруженной толпы монастырских слуг, наезд на имение Спасовских, в результате чего в луцких гродских книгах появляется жалоба на него в нанесении побоев и ограблении панов и их крестьян.
То же происходит, без приказания князя, и 26 июня того же года. По-видимому, в конце 1576 г. Ф. покинул Дермань и перешел в Острог.
Кажется, отсюда и не позже марта 1577 г. он уходил в пределы Турции и Валахии, по всей вероятности по поручению кн. Константина, с целью приобретения в тамошних греческих и болгарских монастырях исправных списков священных книг для задуманного князем издания Библии и приглашения лиц, способных редактировать текст этого издания.
В апреле 1577 г. Ф. заходил во Львов, где оставил 300 злотых для отсылки в Краков за поставляемую оттуда бумагу.
Там же мы встречаем его 15 июня того же года, когда он присутствует в суде по делу некоего Седельника, 22 октября того же года, когда погашаются его обязательства к какому-то сербу из Сочавы, и 2 марта 1579 г., когда он выдает сыну доверенность на ведение своих дел и закладывает типографию со всеми принадлежностями и книгами львовскому еврею Якубовичу.
В 1580 г. Ф. работал в княжеской Острожской типографии, откуда выпустил в этом году Псалтирь с Новым Заветом и знаменитую Острожскую Библию. 5 мая 1581 г. он издал Хронологию Андрея Рымши и 12 августа перепечатал заглавный лист и выход Библии. 3 февраля 1582 г. он уже во Львове на постоянном жительстве.
Отъезду из Острога предшествовали или же были последствием его какие-то неприятные счеты с кн. Константином, так как князь, по приезде Ф. во Львов, налагает арест на часть его имущества.
Во Львове Ф. хлопочет об оборудовании новой друкарни.
Он заказывает вывезенному из Острога своему ученику — мастеру Гриню Ивановичу — два новых шрифта, покупает бумагу, ищет деньги на предстоящие расходы и проч. Внезапное бегство Гриня, вернувшегося только 3 февраля 1583 г., и другие обстоятельства не дают ему покончить с приготовлениями и перейти к делу. В январе 1583 г. он принимает в Кракове заказ на поставку правительству малой медной пушки, получает из сумм короля прогоны на возвращение во Львов и ассигновку на покупку там нужных для отлития пушки материалов.
Неизвестно, выполнил ли он этот заказ. В декабре этого года Ф. скончался.
Посмертная опись его имущества обнаружила наличность большого запаса привезенных из Острога недопечатанных или дефектных экземпляров библии и какой-то готовый набор на один лист текста, приготовленный, вероятно, для поправления той же библии.
Друкарня, заложенная Ф. еврею Якубовичу, была выкуплена в 1785 г. львовским братством и послужила основанием львовской братской типографии; новая, сделанная Гринем, куплена была Мамоничами для своей типографии в Вильне.
Строев, "Обстоятел. опис. старопеч. книг библ. гр. Ф. А. Толстого", М. 1829 г. — Его же, "Описание старопеч. книг Царского", M., 1836 г. — Сопиков, "Опыт pусской библиографии", ч. І, СПб., 1904 г. — Каратаев, "Опис. славяно-русских книг", СПб., 1883 г. — Пташицкий С. Л. и Соболевский А. И., "Сборник снимков с славяно-русских печатных изданий", ч. I, СПб., 1895 г. — Румянцев, "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания", вып. І, М., 1872. — Ровинский, "Русские граверы и их произведения", М., 1870 г. — "И. Федоров, первый московский типографщик" ("Вестник Европы", 1813, ч. 71; 1822 г., ч. 123). — Сахаров П. И., "Первые русские типографщики" (Сборник на 1838 г., СПб.). — Тромонин, "Достопамятности Москвы", М., 1844 г. — Боричевский, "Исторический взгляд на историю книгопечатания в России" ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1849 г., ч. 61). — Поруденский М., "Трехсотлетие московского книгопечатания" ("Современная Летопись", 1864 г., № 9). — Филарет, архиеп. черниг., "О книгопечатании в России до патр. Никона" ("Черниговские Епархиальные Известия", 1867 г., №№ 8—9). — Погодин M. П., "Иван Федоров, первый московский книгопечатник" ("Журнал М. Н. Пр.", 1870 г., чч. 148—149, №№ 4 и 6). — Гатцук А., "Очерк истории книгопечатного дела в России" ("Русский Вестник", 1872 г., № 5). — Викторов А. Е., "Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатника Апостола?" ("Труды IIІ археологического съезда", К., 1874 г.). — Макарий М., "История русской церкви", т. IX. — Леонид, архим., "Евангелие, напеч. в Mоскве в 1564—1568 гг." ("Общ. люб. др. письм.", 1883 г.). — Устинов М., "Памяти первого русского типографа" ("Неделя", 1876 г., № 41). — Ляхницкий, "Начало книгопечатания в Pоссии", СПб., 1883 г. — Петрушевский А. С., "Ив. Федоров, русский первопечатник", Львов, 1883. — Дмитревский А., "Диакон Ив. Ф., первый русский книгопечатник" ("Православное Обозрение", 1883 г., III, № 11). — Ptaszycki St., "Iwan Fedorowicz" ("Rozprawa Wydz. Fil. Acad. Um.", t. XI), Krakow, 1884; то же в "Русской Старине", 1884 г., № 3. — Его же, "Иван Федоров" ("Печатное Искусство", 1903 г., июль-август). — Булгаков Ф., "Иллюстр. история книгопечатания", т. І, СПб., 1889 г. — Малышевский А., "Новые данные для биографии Ив. Ф., русского первопечатника" ("Чтения Общ. Нестора Летописца", кн. 7, К., 1893 г.). — Владимиров П. В., "Начало слав. и рус. книгопечатания в XV—XVI вв.", К., 1894 г. — Божерянов И., "Исторический очерк книгопечатного дела", СПб., 1895 г. — Голубинский Е. Е., "К вопросу о начале книгопечатния в Москве" ("Богословский Вестник", 1895 г., февраль). — Его же, "История русской церкви", т. II, полов. 2-я, М., 1900 г. — Записка, изд. Моск. Имп. Археол.
Общ. по случаю сбора пожертвований на сооружение памятника Ф. (с речью И. Е. Забелина о Ф.), М., 1901 г. — Соловьев А., "Государев печатный двор и Синодальная Типография в Mоскве", M., 1902 г. — Уланов В., "Книгопочатание в Mоскве", ("Москва в ее прошлом и настоящем", изд. тов. "Образование", вып. 6). — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Богословский энциклопедический словарь, т. ХII (ст. Книгопечатание, акад. А. И. Соболевского).
Н. Туб—в. {Половцов} Федоров, Иван (первопечатник) — первый русский печатник; см. Иван Федоров. {Брокгауз} Федоров, Иван (первопечатник) (г. рожд. неизв. — ум. 1583) — рус. типограф, основатель книгопечатания в России и на Украине.
Служил дьяконом в одной из кремлевских церквей в Москве.
После открытия в 1563 типографии приступил совм. с помощником П. Т. Мстиславцем (см.) к печатанию "Апостола", явившегося первой рус. датированной печатной книгой.
В марте 1564 печатание "Апостола" было окончено.
В 1565 вышло два варианта "Часовника". Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Ф. уехал вместе с Мстиславцем в Литву. Здесь по предложению гетмана Г. А. Ходкевича Ф. устроил в его имении в Заблудове типографию, где в 1569 напечатал "Евангелие учительное", а в 1570 — "Псалтирь". Затем Ф. переехал во Львов. основал там новую типографию и издал в 1574 "Апостол" и первую "Азбуку" с грамматикой.
Об издании "Азбуки" стало известно только в 1950-х гг., после того как за рубежом был обнаружен один ее экземпляр (теперь находится в США). Материальные затруднения вынудили Ф. принять предложение князя В. К. Острожского об устройстве типографии в г. Остроге.
Здесь в 1580 он издал "Новый завет" с "Псалтирью", в 1581 — "Хронологию" Андрея Рымши и "Острожскую библию". Вскоре после этого Ф. вернулся во Львов, где и умер. Все издания Ф. представляют первоклассные памятники рус. типографского искусства 16 в.; прекрасные шрифты, множество гравированных на дереве украшений — заставок, концовок, заглавных букв, изображения Луки и Давида, в заблудовских, львовских и острожских изданиях — гербы Ходкевича, Острожского и города Львова, а также издательский знак самого Ф. Все издания снабжены "предисловиями" издателей и "послесловиями", написанными Ф. живым разговорным языком от лица печатника.
Эти обращения к читателю являются ярким публицистич. и патриотич. произведениями, в к-рых Ф. рассказал историю своего книгопечатания в Москве, Литве и Украине и дал биографич. сведения о себе. В 1909 в Москве был сооружен памятник Ф. Лит.: Лебедянская А. П., Материалы для библиографии Ивана Федорова, в кн.: Иван Федоров первопечатник, М.—Л., 1935; Зернова А. С., Начало книгопечатания в Москве и на Украине, М., 1947; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951 (История русского рисунка, т. 1, см. гл. 3); его же. Новооткрытое издание Ивана Федорова, "Полиграфическое производство", 1955, № 1; его же, Письмо в редакцию, там же, 1955, № 3; Тихомиров M. H., Начало московского книгопечатания, в кн.: Ученые записки Моск. гос. ун-та, вып. 41, М., 1940; Протасьева Т. Н., Первые издания московской печати в собрании Гос. исторического музея, М., 1955.