Фаминцын Александр Сергеевич
— музыкальный критик и композитор (1841—1896). Окончив университетский курс в Петербурге, Ф. посвятил себя музыке.
С 1865 по 1872 г. он был профессором музыки и эстетики в СПб. консерватории.
Его лекции являются первым обширным и самостоятельным трудом в области истории музыки на русском языке. Позже Ф. состоял секретарем Главной дирекции Имп. рус. муз. общества.
Соч. его — оперы "Сарданапал" и "Уриэль Акоста", симфоническая картина "Шествие Дионисия", струнные квартеты (3) и фортепианные пьесы. Критические статьи Ф. помещались: в "Голосе", "Пчеле", "Музыкальном листке", "Слове", "Petersburger Zeitung". С 1867 г. по 1871 г. Ф. издавал журнал "Музыкальный сезон". Главную заслугу Ф. как ученого музыканта составляют его труды: "Древняя индокитайская гамма" (СПб., 1889); "Гусли — русский народный музыкальный инструмент" (СПб., 1890); "Домбра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа" (балалайка, кобза, бандура, торбан, гитара.
СПб., 1891); "Скоморохи на Руси" (СПб., 1889). Ф. перевел на русский язык учебники гармонии, контрапункта и фуги Рихтера, "Учение о правильном построении модуляции" Дрезеке, издал "Русский детский песенник" и сборник 150 песен всех западноевропейских народов под названием "Баян". Обширный труд его "Словарь русских музыкальных деятелей" остался недоконченным.
Н. С. {Брокгауз} Фаминцын, Александр Сергеевич — музыкальный исследователь и композитор, брат известного ботаника-физиолога, род. 24 октября 1841 в Калуге, ум. 24 июня 1896 в м. Лигове, близ СПб. В 1862 окончил естественный факультет СПб. университета; в то же время занимался музыкой у Сантиса и Фохта. В 1862—64 учился еще в лейпцигской консерватории (Гауптман, Рихтер — теория;
Рибель, Мошелес — фп.) и год изучал композицию под руководством Зейфрица в Левенберге.
Вернувшись в СПб., Ф. читал при консерватории историю музыки и эстетики (1865—72) и был секретарем И. Р. М. О. (1870—80). С конца 60-х и до конца 70-х годов Ф. был музык. сотрудником "Голоса", 1869—71 редактировал журнал "Музык. сезон", в котором поместил также множество заметок и статей; сотрудничал еще в "Музык. листке" (1872), "Баяне" (1888), "Пчеле", "Слове", "S.-Petersburger Zeitung", и др. русских и немецких изданиях.
В своей критической деятельности Ф. проявил себя сторонником классиков, несколько односторонним консерватором и ярым противником "Новой русской школы". Полемика Стасова по поводу статей Ф. привела даже к судебному разбирательству между обоими критиками.
Большее значение имеют тщательные и добросовестные музыкально-исторические исследования Ф. Им написаны: "Разбор сочинения Шафранова: О складе народно-русской песенной речи" (СПб. 1881); "Божества древних славян" (неоконч., 1-й выпуск 1884); "Древняя индокитайская гамма в Азии и Европе" (в музык. журнале "Баян", 1888, отд. изд. СПб., 1889; здесь Ф. между прочим указывает на проявления этой гаммы в народной русской песне); "Скоморохи на Руси" (СПб. 1889); "Гусли", исторический очерк (СПб., 1890; за эту работу Ф. присуждена Академией наук серебряная медаль); "Домра и сродные ей инструменты русского народа..." (СПб., 1891). Предпринятый Ф. "Словарь русских музык. деятелей" остался недоконченным.
Им издано также руководство "Начатки теории музыки" (СПб. 1895) и переведены с нем. учебники Рихтера ("Учебник гармонии", 1876, "Учебник контрапункта", "Учебник фуги", 1873, "Элемент. теория", с доп. и под ред. Ф., 1886); "Всеобщий учебник музыки" Маркса (3-е изд., 1893), "Руководство к модуляции" Дрэзеке.
Композиции Ф.: А. Оперы: "Сарданапал" (СПб., Мариинский театр, 1875; вследствие неуспеха снята с репертуара; клавир. напечат.); "Уриель Акоста" (1883; рукопись);
В. Симфоническая картина "Шествие Диониса" (исп. в концертах И. Р. М. О.); С. Для камерного ансамбля: 3 струнных квартета (Es-dur, F-dur и D-moll); фортепианный квинтет. D. Романсы: "Русский детский песенник" (2 части), "Баян" (150 песен разных национальностей на 1 и 2 голоса). {Риман}