Евгений Бажанов
(Александр) — архиепископ Псковский и Порховский.
Родился в 1784 году в селе Заглухине Тульской губернии в семье причетника.
Обучался в Тульской духовной семинарии, затем в Московской славяно-греко-латинской академии, которую окончил в 1811 году. По окончании академии, 16 сентября 1811 года назначен учителем Тульской духовной семинарии. 1 сентября 1818 года перемещен в Казанскую духовную семинарию. 16 февраля 1819 года пострижен в монашество, 19 февраля рукоположен во иеродиакона; 22 февраля — во иеромонаха. 6 апреля того же года возведен в сан игумена Седмиезерной Вознесенской пустыни, а 20 июля возведен в сан архимандрита Симбирского Покровского монастыря. 14 августа 1819 года назначен ректором Тобольской духовной семинарии, а 22 августа — настоятелем Тобольского Знаменского монастыря.
С 15 сентября 1824 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря. 11 июня 1829 года хиротонисан во епископа Тамбовского. 17 февраля 1832 года — епископ Минский и Гродненский. 1 сентября 1834 года возведен в сан архиепископа с назначением Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Святейшего Синода.
С 12 ноября 1844 года — архиепископ Астраханский.
С 15 апреля 1856 года — архиепископ Псковский и Порховский.
Скончался 6 июля 1862 года. Вот как описывают преосвященного Евгения его современники.
Евгений Бажанов, назначенный епископом Тамбовским, был человек еще молодой, строгий, крайне ретивый при исполнении своих обязанностей и надменный по отношению к духовенству.
Он обыкновенно ездил по городу на шестерике, причем кучер и форейтор всегда бывали в треуголках.
Собой он был очень видный, с черной большой бородой.
Епархиальные беспорядки вызывали в нем крайнее негодование.
Чувство этого негодования и определило потом весь характер суровой деятельности по отношению к тамбовскому духовенству.
Поездки епископа по епархии были истинной бедой для всех тамбовских священно- и церковнослужителей, потому что все виновные неизбежно подвергались разным наказаниям.
А наказания тогда были жестокие.
Священников наказывали при консистории рогатками и колодками, иногда в течение нескольких недель.
В случае особенной виновности духовных лиц епископ подвергал их лишению сана. Причем так называемое расстрижение совершалось с церемонией.
Приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали.
Облаченный священнослужитель входил в алтарь, прикладывался к престолу и делал перед ним три поклона.
По выходе из алтаря молился на все четыре стороны.
После этого прощания со святыней монахи вели его в облачении в консисторию, где член консистории читал ему синодскую конфирмацию, а потом консисторский сторож (пристав) ножницами стриг ему волосы на голове и на бороде.
В заключение подсудимого вели в канцелярию консистории, где брали с него подписку в том, что он не будет именоваться священником или диаконом.
Эта церемония, совершавшаяся в присутствии народа, производила всегда на ее виновника самое тяжелое впечатление.
Один из тамбовских священников, приговоренный к расстрижению, даже повесился в консисторском карцере в ожидании церемонии расстрижения.
Несмотря на суровость, епископ Евгений к своим любимцам бывал очень снисходителен.
Есть местное предание о том, что одного ученика семинарии (Троицкого) он допустил в философский класс только за то, что тот был отличным хлебопеком.
Время епископства преосвященного Евгения было самым тяжелым и грозным временем для тамбовского духовенства.
В это время отдана была в солдаты огромная масса (в несколько сот человек) дьяков, пономарей, церковников и учеников семинарий, даже из последних классов.
Труды: Слово в Новый год, говоренное синодальным членом, преосвященным Евгением, архиепископом Астраханским // Христианское чтение. — 1850, кн. 1, с. 1—11; 1851, кн. 1, с. 3—5. Слово на Рождество Христово, говоренное в кафедральном соборе 25 декабря1848 г. // Христианское чтение. — 1849, ч. 2, с. 422. Слово при погребении преосвященного Иакова, архиепископа Нижегородского и Арзамасского // Христианское чтение. — 1850, июль, с. 11—16. Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793—1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794—1796 гг. Исследование Стефана Рункевича. — СПб., 1893, с. 571, 572. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 312, 321, 382, 537, 855, 892, 987. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395, 1399, 1401, 1410,1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 266. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 266. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 51, 53, 62, 67, 84. Самарские епархиальные ведомости. — 1880, № 19, с. 303. Русская старина. — 1875, декабрь, с. 746. Православный собеседник. — Казань, 1902, сентябрь, с. 280. — 1910, март, с. 404. Исторический вестник. — 1884, сентябрь, с. 580, 582, — 1887, сентябрь, с. 625—626. Русский архив. — 1895, кн. 3, № 10, с. 217. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 2, с. 108; т. 4, с. 727—728. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 259, 686; т. 2, с. 1569,1936, 2145.