Эвертц Эрнест Иванович
— военный инженер; род. в 1834 г. Обучаясь в Николаевском инженерном училище, он не окончил офицерских классов его, так как наступившая Крымская война заставила его ехать в Севастополь, в обороне которого он принимал деятельное участие.
Назначенный на один из опаснейших пунктов оборонительной линии — "Редут Шварца", Э. выказал энергичную деятельность и храбрость.
Будучи контужен ядром в голову и лишившись при этом навсегда правого глаза, Э. тем не менее вскоре же снова вернулся в Севастополь и находился сначала при Тотлебене, а затем, до конца обороны, при генерал-лейтенанте Хрулеве.
С последним Э., между прочим, участвовал в храброй, но неудачной попытке Ладожского полка выбить французов с Малахова кургана.
По окончании войны Э. производил работы в Николаеве по устройству прибрежных батарей, затем был переведен в гвардейские инженеры и командирован для пограничного исследования западного района.
С 1859 до 1863 г. Э. находился при постройке Варшавской железной дороги, а в 1863 г. был назначен начальником искусственного отделения главного инженерного управления.
В 1866 г. Э. перешел на должность штаб-офицера по поручениям при главном инженерном управлении и в то же время помещал статьи в "Инженерном журнале" за подписью "тц". Из его статей особенного внимания заслуживают те, которые трактуют о применении инженерного искусства во время американской междоусобной войны. В 1869 г. мы его застаем за постройкой железной дороги Москва—Смоленск, но уже в следующем году он вынужден был покинуть работы вследствие явно обнаруженных признаков душевной болезни, как результата контузии, полученной им под Севастополем.
После двухлетних страшных страданий Э. скончался в 1872 г. "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона", т. 79, стр. 131. {Половцов} Эвертц, Эрнест Иванович — военный инженер и военный писатель.
Род. в 1834 г. Образование получил в Николаевском инженерном училище.
В 1854 г., еще не окончив офицерских классов училища, отправился в Севастополь, где и пробыл все время осады, принимая деятельное участие в обороне.
Сразу назначенный на один из опаснейших пунктов оборонительной линии — "Редут Шварца", Э. выказывал необычайную деятельность и мужество.
В ночь на 25-е апреля он был тяжело контужен ядром в голову, причем его правый глаз остался поврежденным на всю жизнь. Несколько поправившись, он уже в июле опять был в Севастополе, находясь сначала при Тотлебене, а затем, до конца обороны, при начальнике левого фланга ген.-лейт. Хрулеве. 27 августа 1855 г. Э. участвовал вместе с ген. Хрулевым в доблестной, но неудачной попытке Ладожского полка выбить французов из Малахова кургана.
По окончании войны Э. производил в Николаеве работы по устройству прибрежных батарей, затем был переведен в гвардейские инженеры и командирован для исследования западного пограничного района.
С 1859 до 1863 г. Э. находился при постройке Варшавской жел. дороги.
В 1863 г. назначен начальником искусственного отдела главного инженерного управления.
В 1866 г. Э. перешел на должность штаб-офицера по поручениям при Главном инженерном управлении и много писал в "Инженерном журнале" под псевдонимом "тц". Особенно замечательны его статьи о применении инженерного искусства во время американской междоусобной войны. В 1869 г. Э. по приглашению смоленского земства приступил к постройке жел. дороги Москва — Смоленск, но уже весной 1870 г. стал страдать мрачной меланхолией и бросил работы.
Родные поместили его в больницу для душевнобольных в гор. Пирне. Лечение было вначале настолько успешно, что Э. мог покинуть лечебницу и вернуться обратно в Россию, но неизлечимая болезнь (органическое изменение верхней части мозга) развилась, и рассудок его опять помутился.
В 1872 г. Э. умер совершенно безумным, после 2-х лет страшных страданий.
Причиной его недуга и смерти была полученная им под Севастополем контузия.
С. А. Ц. {Брокгауз}