Ермоген патриарх Московский и всея Руси
(Ермолай) — святитель, патриарх Московский и всея Руси, священномученик.
Память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября.
Родился он не позднее 1530 года. О происхождении и образовании его никаких сведений не сохранилось.
Известно только, что это был образованнейший человек своего времени, обладавший выдающимися дарованиями.
Светлый ум, прекрасная память, умение разбираться в окружающей обстановке и давать ей соответствующую оценку, замечательные литературные способности — вот черты, которыми отличался первосвятитель Ермоген.
Он любил читать и в свободное время занимался самообразованием, в результате чего прекрасно изучил Священное Писание, церковную и гражданскую историю, церковные уставы, творения вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
О его дарованиях и литературных трудах похвально отзывались современники и, что особенно важно, даже недруги его. О нем сохранились следующие отзывы современников: "Он имел великий разум, смысл и мудрый ум, отличался дальнозоркостью в суждениях, был человек многого рассуждения, премудрых словес, искусный в книгах, писавший жития и каноны, муж учительный, глава всесветлая, премудрый иерарх". Не сохранилось сведений и о том, когда Ермоген начал свое общественное служение.
Первое достоверное сведение о его служебном положении относится к 1579 году — ко времени обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери.
В это время 50-летний Ермоген был священником гостинодворской церкви святителя Николая в г. Казани и являлся непосредственным участником этого замечательного события.
Впоследствии он сам описал это событие и составил тропарь Казанской Божией Матери.
Вскоре (видимо, после смерти жены) Ермоген принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года архимандрит Ермоген был хиротонисан во епископа Казанского и стал первым Казанским митрополитом.
Он был удостоен чести быть вторым после патриарха и первым после Новгородского митрополита.
Такая честь объяснялась, с одной стороны, стремлением возвысить Казанскую кафедру для придания ей популярности в новопросвещенном крае, с другой — личными достоинствами митрополита Ермогена.
Новое назначение открывало для митрополита широкое поле деятельности.
Казанская епархия была очень обширной, причем население края отличалось разнородностью, Православие здесь только еще прививалось.
Поэтому деятельность митрополита Ермогена была направлена на то, чтобы укрепить Православие в епархии, сделать этот край нераздельной частью Русского государства.
В целях нравственного воздействия на население Казани, укрепления и развития в нем христианских чувств митрополит Ермоген наглядно старался обяснить жителям города и всего края величие христианства.
К этому, в первую очередь, была направлена храмоздательная деятельность митрополита Ермогена и его забота об украшении христианских святынь.
Он восстановил память своего учителя и просветителя Казанского края архиепископа Германа, установил особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за Веру и Отечество под Казанью.
Это был ревностный защитник Православия.
В своем стремлении сделать новый край русским, в горячем желании укрепить в нем Православие митрополит Ермоген иногда доходил до суровых мер, выступая как человек строгий, с сильным характером, поборник национальных начал, заветов и преданий Церкви и Родины.
В течение 17 лет митрополит Ермоген трудился в Казанской епархии и своим неутомимым трудом много сделал для этого края в деле культурного развития его и укрепления в нем Православия.
Умный и деятельный Казанский архипастырь был хорошо известен и в Москве.
По восшествии на московский престол Лжедмитрия I митрополит Ермоген был назначен членом устроенного Сената, занимал второе место после патриарха.
Однако это почетное звание не подкупило ревностного защитника Православия.
Когда Лжедмитрий начал попирать православные обычаи и законы, митрополит Ермоген со всей резкостью выступил против него. За это обличение он был отправлен в свою епархию.
Вскоре Лжедмитрий был низложен с престола, и это спасло митрополита Ермогена от гибели. 3 июля 1606 года при новом царе Василии Шуйском митрополит Ермоген собором епископов был избран патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Исидор вручил патриарху Ермогену посох святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший патриарх Ермоген совершил шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Современники, знавшие его святую жизнь, говорили, что это был "непобедимый столп благочестия", "верховный в преподобии" и "предивный рачитель христианской веры", "непобедим и непреклонен" в вере. Патриаршество Ермогена проходило в трудные для России годы — в период Смуты. Но и в эти годы он заботился о строительстве храмов, о восстановлении древних служб, продолжал дело преподобного Максима Грека по исправлению богослужебных книг, уделял много внимания развитию книгопечатания в России.
Одновременно он делал ревизии церквей, отмечал все недостатки и непорядки и обличал их в своих назидательных посланиях.
Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству.
После низложения царя Василия Шуйского Россия находилась на грани потери своей государственной самостоятельности.
В этот период и началось исключительное служение патриарха Ермогена своей Родине.
Он проявил себя не только защитником Православия, но и истинным патриотом, сумевшим отстоять национальную независимость Русского государства.
После свержения Шуйского правящая партия бояр склонна была отдать русский престол польскому королю Сигизмунду III. Патриарх выступил против этого. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие.
Когда польские войска заняли Москву и уже хозяйничали в ней, святитель Ермоген энергично поддержал возникшие по всей стране национальные восстания против поляков.
Своими грамотами, рассылавшимися по всем городам, патриарх призывал народ идти к Москве, чтобы очистить ее от польского поругания.
Народ отозвался на призыв патриарха.
Со всех сторон к Москве спешили народные ополчения.
Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.
Совместно с русскими изменниками они насильно свели патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре.
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев.
Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью.
Святитель твердо отвечал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру". Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.
Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя.
Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимом мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось, по его предстательству, русским народом.
Священномученик Ермоген был погребен в Чудовом монастыре, а в 1654 году его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
Прославление патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Труды: Творения святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России: (С приложением чина поставления патриарха). — М., 1912. Литература: Назаревский В. В. Святейший Гермоген, патриарх всея России.
Трехсотлетие его кончины 17 февраля 1612—1912. — М., 1912. Кедров С. И. Жизнеописание святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России. — М., 1912. Боголюбский М. Московская иерархия.
Патриархи. — М.. 1895, с. 9,10,12—13. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М.. 1901, с. 456—458. Едлинский М. Е., священник.
Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 2-е изд. — СПб., 1899, т. 2, с. 187—199. Покровский И. М. Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский (а затем патриарх Всероссийский). — Казань, 1908. Кремлевский А. Гермоген, патриарх Всероссийский (исторический очерк). — Пг., 1903. Царевский А. Гермоген, святейший патриарх Всероссийский в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. — Казань, 1907. Чернышев С. Святейший Всероссийский патриарх Гермоген в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. — Киев, 1912. Серафим (Курчинский), игумен.
Торжество долга (прославление святейшего патриарха — патриарха Ермогена — и майские торжества в 1913 году). — Кунгур, 1914. Лебедев А. В какой день наиболее прилично чествовать память патриарха Гермогена. — Саратов.
Дмитриев Д. С. Патриарх Гермоген. — М., 1906. Васенко П. Б. Патриарх Гермоген 1611 — 1613 гг. — Б. м., 1906. Борин В. М. Святейший патриарх Гермоген и место его заключения. — М., 1913. Назаревский К. К. Новопрославленный святитель святейший Ермоген, патриарх всея России. — Б. м., изд. церковной юбилейной комиссии, 1910. Мятлев Н. В. Заметка // Летопись Историко-родословного общества в Москве. — М., 1905— 1915,1909, вып. 1. Мятлев Н. В. Патриарх Гермоген и князья Шаховские // Летопись Историко-родословного общества в Москве. — 1905, вып. 2. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 2, с. 651, 652, 734, 808, 809, 818—822, 877—879, 921—922, 928, 930—932, 937—941; кн. 3, с. 965—976, 983,1017,1081—1082,1084,1551. Платонов С. Ф. Статьи по Русской истории (1883—1902). — СПб., 1903. Платонов С. Ф. Очерк по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). — М., 1937. Никанор (Каменский), архиепископ.
Собрание сочинений. — Казань, 1909, с. 68, 73, 82, 90, 91, 92, 98, 99—100, 478. Волин Ан. Подвиг Патриарха (к 300-летию со дня кончины патриарха Гермогена) // Русский паломник. — 1912, № 7, с. 98—100; № 8, с. 116—119. Альбов И., священник.
Гермоген, святейший патриарх всея Руси // Русский паломник. — 1912, № 6, с. 84—87; № 7, с. 100—103. Глаголев Д. М. Род великого господина святейшего Гермогена // Русский архив. — 1902, кн. 8. Глаголев Д. М. Краткая заметка на мнение С. Ф. Платонова о происхождении патриарха // Русский архив. — 1901, кн. 9. Страдальцы за Русскую землю. Патриарх Гермоген и Троицкий архимандрит Дионисий. — М., 1911. Иванов Ф., священник.
Церковь в эпоху Смутного времени на Руси. — Екатеринослав, 1906. Костомаров Н. И. Собрание сочинений Н. И. Костомарова.
Историческая монография и исследования: в 8 кн. — СПб., 1903—1906. Смутное время Московского государства.
Макарий (Булгаков), митрополит.
История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 10. Рублевский П. Гермоген, патриарх Всероссийский // Странник. — СПб., 1864, т. 2. Сергий (Спасский), архиепископ.
Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901— 1902, т. 2, с. 555. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 13. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 253, 425, 529, 933. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 98. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 288, 293. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 11, 49. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 624—626. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 15,16. Браил. Церковные вопросы в России и русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 47. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 27. Цветник Пешношский. — М., 1898, с. 20. Всеобщий календарь.
Ист. отд. — Пг., 1917, с. 83. Кормчий. — 1812, № 17, с. 74—75, 82. Руководство для сельских пастырей. — Киев, 1860—1917,1866, сентябрь, с. 12. Поселянин Е. Святитель Ермоген (к годовщине со дня прославления 17 февраля) // Русский паломник. — 1914, № 7, с. 97—100, № 22, с. 354—356. Гермоген, второй патриарх Всероссийский // Русский паломник. — 1888, № 21, с. 245—247. Журнал Московской Патриархии. — 1944, № 9, с. 12—13. — 1945, № 7, с. 48. — 1948, № 3, с. 6. — 1957, № 12, с. 36. — 1958, № 10, с. 26—33. Душеполезное чтение. — 1916, № 1, с. 51. Странник. — СПб., 1910, декабрь, с. 745. Русский паломник. — 1904, № 19, с. 331. — 1908, № 49, декабрь. — 1913, № 18, с. 285—287; № 19, с. 290—295; № 20, с. 316—318; № 21, с. 330—331, 337; № 22, с. 343—346, 349, 350—351, № 23, с. 365. Известия по Казанской епархии. — 1867, № 17, с. 449—465. — 1885, № 17, с. 576—577. — 1907, № 5, с. 119—120, 128—135; № 6, с. 151; № 10, с. 286—295. — 1908, № 5, с. 139; № 11, с. 337—340. — 1910, № 3, с. 94; № 25—26, с. 763—765. — 1911, № 4, с. 124—125; № 8, с. 261—262; № 11, с. 353. — 1912, № 6, с. 161—163; № 8, с. 246—254; № 14, с. 436—450. — 1913, № 3, с. 108—109; № 4, с. 134—135; № 13—14, с. 419; № 17, с. 538; № 19, с. 621; № 21, с. 643—646. — 1914, № 13—14, с. 419. Православный собеседник. — Казань, 1866, июнь, с. 81—123. — 1867, январь, с. 64. — 1897, октябрь, с. 478. — 1907, февраль, с. 321—328; март, с. 10,14, 329—350. — 1909, март, ноябрь, с. 13. Исторический вестник. — 1882, сентябрь, с. 317. — 1889, февраль, с. 497. — 1894, июнь, с. 707. — 1896, январь, с. 214. — 1900, январь, с. 319. Русская старина. 1904, декабрь, с. 710. — 1907, октябрь, с. 139. Боярин и воевода князь Михаил Иванович Скопин-Шуйский // Русский архив. — 1889, кн. 2, с. 473, 480. Рукописи древлехранилища при Нижегородской духовной семинарии // Русский архив. — 1897, кн. 3, с. 153—154. Русский архив. — 1901, кн. 1, № 2, с. 185. — 1903, кн. 2, № 7, с. 461. — 1910, кн. 1, № 4, с. 649. — 1912, № 4, с. 597—602. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 317—333; т. 7, с. 703, 704. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 638—640; т. 1, с. 1138. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 5, с. 64—76.