Эрмлер Фридрих Маркович
(р. в 1898) — кинорежиссер, сын рабочего, член ВКП(б). Окончил ленинградский Ин-т экранного искусства.
В кино работает с 1925, сначала в качестве актера, затем режиссера.
Первая значительная постановка — "Парижский сапожник" (1928) по сценарию Леонидова и Никитина, называвшемуся "Преступление Кирика Руденко". Тема — борьба ВЛКСМ с хулиганством.
В 1929 Эрмлер поставил, по сценарию Виноградской и Эрмлера, значительную по замыслу и выполнению картину "Обломок империи". Последний художественный звуковой фильм "Встречный" (1932) создан Э. совместно с Юткевичем (по коллективному сценарию Арнштама, Дэля, Э., Юткевича).
В творчестве Э. значительное место отводится проблеме воспитательного влияния коллектива.
В основном творчество Э. имеет реалистическое направление.
Эрмлер, Фридрих Маркович (Бреслав Владимир Маркович).
Род. 1898, ум. 1967. Кинорежиссер.
Выпускник актерского факультета Ленинградского института экранного искусства (1924), Киноакадемии (1931). Один из создателей Киноэкспериментальной мастерской (КЭМ; 1924). Фильмы: "Скарлатина" (1924, с Э. Иогансоном), "Катька-Бумажный Ранет" (1926, с Э. Иогансоном), "Дом в сугробах" (1928), "Парижский сапожник" (1928), "Обломок империи" (1929), "Встречный" (1932, с С. Юткевичем), "Крестьяне" (1935), "Великий гражданин" (кинороман, 1938—1939), "Осень" (1940, с И. Менакером), "Она защищает Родину" (1943), "Великий перелом" (1946), "Великая сила" (1950), "Разбитые мечты" (1953, короткометражн., выход 1962), "Неоконченная повесть" (1955), "День первый" (1958) и др. Народный артист СССР (1948). Работы Э. неоднократно были отмечены государственными наградами СССР.