Ерахтин Арнольд Валентинович
(р. 30.05.1940) — спец. в обл. филос. вопросов естествознания, онтологии и теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. на станции Сон Хакасской автономной обл. Красноярского края. В 1962 окончил Омский ин-т инж. железно-дор. транспорта, а в 1966 — асп. при кафедре филос. Томского ун-та. Работал ст. преп. этой кафедры, с 1970 по 1977 — доц. кафедры филос. Краснодарского политехн. ин-та, с 1977 — доц., а с 1992 — проф. кафедр филос. Ивановского ун-та и Ивановской архитектурно-строительной академии.
В 1967 защитил канд. дисс, посвященную проблеме соотношения причинности, пространства и времени, в 1991 — докт. дисс. "Диалектика становления мышления и сознания". Действ. чл. Академии соц. наук РФ. В работах Е. обоснован филос. статус актуалистического метода, раскрыты его специфика и место в системе отношений "ист. —логич.". На основании филос. осмысления новейших открытий отеч. и заруб. науки предложено решение проблемы генезиса мышления и сознания, в частности, показано, что в генетическом аспекте мышление является более широким понятием, чем сознание, и появляется раньше его. Выдвигается гипотеза о полиморфности языка, раскрываются специфика и познавательные возможности наглядно-действенного, наглядно-образного и вер-бально-понятийного мышления, дается обобщенная формулировка категории мышления, к-рая в отличие от традиц., связывающей ее только с высшей формой понятийного отражения, включает в свое содержание и внерациональные, наглядные его формы. Эти формы, качественно преобразованные в процессе филогенетического развития, выступают фундаментом сознания, подсознания и сверхсознания, составляющих дух. мир человека.
Обосновывая новый концепт. подход к анализу биол. предпосылок и реконструкции осн. этапов становления мышления, сознания и языка, Е. представил концепцию "интеллекта" антропоидов, выявив его специфику и место в филогенезе психических форм отражения, разработал новую теор. модель антропосоциогенеза — концепцию "трех скачков", согласно к-рой в процессе перехода от биол. к соц. следует выделять три узловых момента в становлении человека и об-ва. Первый скачок связан с началом становления трудовой деятельности "человека умелого" (Около 3 млн. лет назад), осуществляющейся на основе наглядных форм мышления и протоязыка; второй скачок происходит при появлении архантропов (Около 1 млн. лет назад), у к-рых возникает язык, понятийное мышление и сознание; третий скачок обусловлен переходом от эпохи первобытного человеч. стада к родовой общине, появлением человека совр. типа. Соч.: Пространственно-временное соотношение причины и следствия // ФН. 1973. № 5; Принцип причинности в специальной теории относительности // Современный детерминизм и наука. Т.2. Новосибирск, 1975; О природе "интеллекта" высших животных // ФН. 1982. № 2; Философские проблемы этологии и зоопсихологии. [В соавт.]. М., 1984; О предпосылках возникновения человеческого мышления и языка. [В соавт.] // ФН. 1986. № 1; Актуализм и его роль в исторической реконструкции. [В соавт.] // ФН. 1987. № 8; Предмет и специфика философского знания // Диалектика как методология научного познания.
Иваново, 1988; Диалектика становления мышления и сознания.
Свердловск, 1989; Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании.
Иваново, 1990; Проблема онтологии сознания в марксистской и современной западной философии // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения.
Иваново, 1994; Современная западная философия.
Ч.1. От позитивизма к постпозитивизму.
Уч. пос. Иваново, 1994; Современная западная философия.
Ч.2. Философская антропология и психоанализ.
Уч. пос. Иваново, 1996; Проблема монизма и плюрализма в преподавании базового курса философии // Проблемы преподавания философии в высшей школе. М., 1996; Проблема онтологии в философии диалектического материализма // Философский альманах.
Иваново, 1999. № 3—4.