Энгельмейер Петр Климентьевич
[29.03(10.04).1855 — 1942] — инж., механик, историк и популяризатор техники, занимавшийся также проблемами филос. техники и теории творч. Род. в Рязани; из потомственных дворян.
Окончил Императ.
Моск. техн. училище.
Его осн. публикации приходятся на конец XIX — первую четверть XX в. Автор первого в России систематического иссл. по филос. техники.
Собственное воззрение Э. называл техницизмом, полагая его основой "взгляд на человека как на существо техн., т. е. такое, к-рое не только хочет, но и может достигать цели, осуществлять идеалы, целесообразно воздействуя на окружающее" (Философия техники.
Вып.3. Наша жизнь. С.6—7). Техницизм, по Э., не покушается на все многообразие явлений и сфер человеч. культуры, "не делает из фабрики храма", "не ставит машину выше статуи", не отвергает чистой науки и чистого искусства.
Техницизм является обоснованием всякого мировоззрения, к-рое не удаляется от жизни. Э. разработал общую концепцию творч. ("эврилогию"), охватывающую творч. в разл. сферах: в искусстве, науке, технике, обыденной жизни, религии.
Человек, считал Э., "начинает творить с первым пробуждением сознания и кончает вместе с последним вздохом" ("Теория творчества". С.6). Самыми типичными чертами человеч. творч. являются, по Э., искусственность, целесообразность, неожиданность и цельность.
Основополагающим в эврилогии является понятие "трехакта". "Самая общая формула трехакта,— пишет Э.,— следующая: человеческое творчество есть совокупная функция трех деятелей: желания, знания и умения.
Функцию желания (интуиции) мы называем первым актом, функцию знания (рассуждения) — вторым актом, функцию умения (рутины) — третьим актом. Благодаря этим трем деятелям создался тот микрокосмос, к-рым человек себя окружил, как второй (искусственной) природой и который называется культурой (цивилизацией)" (Там же. С. 116). Интуиция связывается с "откровением", "наитием", необходимым для решения новой задачи; знание — с проверкой замысла на основании того, что есть и что возможно; умение — с фактическим выполнением произведения.
Эта универсальная схема, применяемая Э. к разным видам творч., основывается прежде всего на осмыслении творч. техн., к-рому Э. уделяет наибольшее внимание.
Характеризуя место эврилогии Э. в отеч. и заруб. иссл. творч., Д.Н.Ов-сянико-Куликовский писал в предисловии к указ. кн.: "Существует русская школа в науке о творч., основанная Потебней и Веселовским.
Т.зр. и выводы этой школы получили подтверждение со стороны идей Э.Маха в их применении к данным вопросам.
Теперь в кн. г. Энгельмейера, последователя идей Маха, мы находим, так сказать, "встречное" течение, исходящее из изучения природы технического творчества" (Там же. С.1). Э.Мах в предисловии к сокращенному нем. переводу той же кн., утверждая, что "автор встречает в пишущем эти строки одного из благодарнейших своих читателей", подчеркивает сходство своих взглядов и взглядов Э.,— напр., в том, что оба видят разницу между открытием и изобретением только в цели (Там же. С.4). Характеризуя связь филос. изысканий Э. с его организаторской и пед. деятельностью, Ю.С.Воронков отмечает (О восприятии техники в России на рубеже XIX—XX веков // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. № 3), что Э. пропагандировал собственный подход к оценке техники, "широко используя для этого спец. изд., возможности рус. техн. об-ва (РТО), об-ва содействия успехам опытных наук и их практич. применений им. Х.СЛеденцова.
Он настойчиво пытался распространить свое понимание техники на систему подготовки техн. кадров, вплоть до 20-х гг. старался показать вред узкопрофессиональной подготовки инж. Э. впервые в стране начал читать систематический курс истории и филос. техники". Соч.: Экономическое значение современной техники.
Точка зрения для оценки успехов техники.
М., 1887; Изобретения и привилегии.
Руководство для изобретателей со вступительным письмом гр. Л.П.Толстого.
М., 1897; Теория познания Эрнста Маха // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн38; Технический итог XIX столетия.
М., 1898; Теория творчества.
СПб., 1910; Творческая личность и среда в области технических изобретений.
СПб., 1911; Философия техники.
Вып.1—4. М., 1912—1913; Как надо и как не надо изобретать.
Конспект лекций с диапозитивами.
М., 1925. И.Ю.Алексеева