Элбакян Екатерина Сергеевна
(р. 21.02.1962) — спец. по филос. религии и религиоведению; д-р филос. наук, вед. н. с. Окончила филос. ф-т МГУ (1985), асп. там же (1988). С 1992 по наст. вр. работает в иссл. центре "Религия в современном обществе" Росс. независимого ин-та соц. и нац. проблем.
С 1993 — ст. н. с., с 1997 — вед. н. с. Канд. дисс. — "Критический анализ христианской трактовки социальной справедливости" (1990). Докт. дисс. — "Религиозный феномен в сознании российской интеллигенции XIX — начала XX в. (Философско-исторический анализ)" (1997). Обл. научных интересов: соц.-экон. учения христ. конфессий, каритативная деятельность религ. организаций, дух.-религ. поиски росс. интеллигенции прошлого и настоящего, масонство в России.
Разрабатывая проблемы отношения росс. интеллигенции к религии и церкви, Э. применяет методологию франц. школы "Анналов", позволяющую успешно анализировать ментальные структуры сознания разл. соц. групп об-ва. В результате этого анализа Э. приходит к выводу о том, что несмотря на антиклерикальную и во многом атеистич. идеологию росс. интеллигенции XIX — начала XX в., ее ментальность оставалась религ. В сов. период, напротив, позитивное отношение нек-рых представителей интеллигенции к религии оценивается Э. как своего рода свободомыслие (в смысле свободы от общепринятых в об-ве норм и ценностей), рассматриваемое как аналогичный по своей сути процесс, имеющий истоки в ментальное™ интеллигенции.
Исследуя проблемы масонства, Э. показывает его специфику в России, объяснение к-рой она также находит в ментальное™ сознания росс. масонской интеллигенции.
Через призму ментальных и архетипических особенностей сознания Э. анализирует и восприятие представителями разл. христ. конфессий экон. и хозяйственно-предпринимательской деятельности.
Каритативная деятельность Рус. православной церкви рассматривается в работах Э. как в практич. (разл. формы милосердно-благотворительной деятельности), так и теор. (концепция милосердия) срезах, с учетом ист. опыта, в к-ром отмечаются как позитивные, так и негативные моменты.
Исследуя проблему взаимосвязи экономики и религии, Э. анализирует теор. и практич. аспекты хозяйственно-экон. деятельности разл. христ. конфессий в прошлом и настоящем.
Э. является переводчиком работ и фрагментов работ Ф.Макса Мюллера, Б.Малиновского, В.Джеймса.
Соч.: Позднеантичное понимание социальной справедливости // В. МГУ. Сер."Философия". 1993. № 6; Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции. [В соавт.] // Кентавр. 1993. № 5; Интеллигенция в поисках духовных ориентиров // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. [В соавт.]. М., 1994; Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний // Кентавр. 1994. № 3; "Вехи": Интеллигенция и религия // Там же. № 6; Религиозная идея в сознании народников // Там же. 1995. № 3; Масоны.
Кто они? // Там же. № 4; Христианское видение социальной справедливости // Национальное и религиозное.
М., 1996; Религия в сознании российской интеллигенции XIX — начала XX в. М., 1996; Деятельность Русской православной церкви в сфере милосердия: опыт прошлого и настоящего // Милосердие.
М., 1996; Российская интеллигенция и религия: превратности отношений // Власть. 1996. № 6; Религиоведческий словарь. [В соавт.] // Классики мирового религиоведения.
М., 1996; Концепции религии в "философии жизни" // Лекции по религиоведению.
М., 1998; Интеллигенция и российская цивилизация // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты).
М., 1998; Политическое сознание российской интеллигенции: архетипические и ментальные особенности // Обновление России.
Трудный поиск решений.
М., 1999. Вып.7; Интеллигенция и молодежь в контексте российской цивилизации. [В соавт.]. М., 2000; Хозяйственно-экономическая деятельность Русской православной церкви (теоретический и практический аспекты).
М., 2000.