Эйзенштейн Сергей Михайлович

[10(22)01.1898 — 11.02.1948] — кинорежиссер, теоретик киноискусства, публицист.

Д-р искусствоведческих наук, профессор.

Род. в г. Рига. В 1915 окончил Рижское реальное училище и поступил в Петроград, ин-т гражд. инж. (1915—1918). Участник Гражданской войны. В 1921 — 1924 был художником и режиссером Первого рабочего театра пролеткульта.

Работу в кино начал в 1924. В 1925 поставил фильм "Стачка". Крупнейшее произведения Э., принесшее ему мировую известность,— фильм "Броненосец “Потемкин”" (1925), сыгравший большую роль в развитии мировой кинематографии.

Сам Э. отмечал, что фильм напоминает хронику, а воздействует как драма. В последующие годы Э. Поставил фильмы "Октябрь", "Старое и новое", "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я серия — 1945, 2-я — 1958). Э. возглавлял кафедру режиссуры во Всесоюзном гос. ин-те кинематографии; автор ряда статей по теории и истории кино. Лауреат Сталинских премий 1941, 1946 гг. Искусство было для Э. судьбой, призванием, сферой приложения и реализации его творческих возможностей, непосредственным стимулом теоретических исканий.

Э. — мыслитель-эрудит; феноменальная память и знание языков позволяли ему оперировать громадными пластами материала из разных областей знания.

Органичной чертой духовного мира Э. было ощущение универсального контакта с миром человеческой культуры.

Он читал и хорошо знал работы Гегеля, Канта, Шопенгауэра, Кьеркегора и других философов, уже в 1918 г. приобщился к психоанализу Фрейда.

Изучал труды по антропософии и социологии.

Э. ставит опыт личной иссле-довательско-творческой работы в теснейшую связь с фйлос. осмыслением феномена социальности.

Первые публикации Э. обращают на себя внимание манифестарным характером, открыто заявленной оппозицией к традиционным канонам художественного творчества и призывом к обновлению языка искусства в целях оптимизации его воздействия на зрителя, эффективной реализации им своей соц.-культурной функции, направленной на обнаружение многозначности и драматизма человеческой цивилизации.

Э. присуща склонность в конструктивном духе и в духе времени говорить о "строении вещей", поиск т.н. "структурной формулы". Метод широко разветвленного поиска глубинных закономерностей Э. неизменно сопоставлял с диалектическим принципом.

Динамическое понимание "вещей", бытие как постоянное становление — это то, что, согласно Э., мы обнаруживаем в искусстве одновременно с философией, а возможно, и раньше.

Искусство, по мнению Э., всегда "соперничает" с философией.

Отсюда поиски Э. аналогии дискурсивной реальности в языке кинематографии, "концепция интеллектуального кино"; отсюда идея преодоления разрыва мысли и созерцания, уверенность, что между образом и понятием нет резко проведенной границы, что диалектика нормального мышления предполагает присутствие и проникновение логического и до-логического элементов; отсюда обостренное внимание к мировоззренческим системам как "канонизированным формулам живых ощущений ранних форм" чувственного и образного освоения мира. Э. постоянно возвращался к проблемам уровневого строения человеческой психики, к загадке сохранения и действия древних слоев в структуре сознания современного человека.

Он отслеживал присутствие бессознательного на этапах соц.-культурного и цивилизационного развития.

В искусстве, согласно Э., соединяются чувственное мышление, связанное с архаическими слоями сознания, и логическое сознание, подчиненное целям коммуникации.

Свое обращение к философии Э. связывает с поисками ответа на ключевые вопросы существования, "формул жизни". Философия, как считает Э., оказывается необходимой и востребованной как форма сознания, тесно связанная со способами и приемами рационализации опытного и чувственного познания, в к-ром человек "присутствует ритмами своего переживания". Отчетливо проявляется склонность Э. к методологическому плюрализму в сочетании с инструментально-прагматическим расходом к выбору метода.

Не принимая биологизма, псевдонаучных сочинений, "теософских бредней" и т.п., Э. был всегда готов включить в "оперативный арсенал" "синтетического метода" размышления и догадки тех исследователей, к-рые прокладывают мосты между полярными точками: искусствами и науками.

Э. продолжал размышлять над парадоксами творчества и существования вплоть до самой смерти.

Примечание.

В основу данной статьи легли фрагменты работы Завадского С.М. (кафедра эстетики филос. ф-та МГУ). Понимая, что в столь краткой статье нам не удалось дать развернутую характеристику философской концепции С.М.Эйзенштейна и ее преломления в творчестве выдающегося кинорежиссера, отсылаем читателя к литературе, которая расширяет представление о нем: Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976; Шкловский В.Б. За 60 лет. Работы о кино. М, 1985; Аксенов А.И. Сергей Эйзенштейн.

Портрет художника.

М., 1991; Д.Фернандес.

Эйзенштейн.

СПб., 1996; Подорога В.А. Материалы к психобиографии Эйзенштейна // Тетради по аналитической антропологии. № 1. М., 2001. Соч.: Избр. статьи.

М., 1956; Избр. произв.

В 6 т. М., 1964—1971; Чет-нечет. Раздвоение единого // Восток-Запад. М., 1988; Мемуары.

В 2 т. М., 1997. Эйзенштейн, Сергей Михайлович Род. 1898, ум. 1948. Кинорежиссер-новатор, теоретик кино, педагог.

Ученик В. Э. Мейерхольда.

Посещал Государственные высшие режиссерские мастерские под руководством В. Э. Мейерхольда (1921—22, режиссер-стажер).

В тот же период работал в качестве театрального художника-оформителя (театр Пролеткульта, театр "Мастфор", Центральный просветительский театр). Руководил театральными мастерскими Пролеткульта (1923). Театральные работы: "Мудрец" ("На всякого мудреца довольно простоты", 1923—24), "Слышишь, Москва" (1923—24), "Противогазы" (1923—24). Работал на киностудии "Мосфильм". Фильмы: "Стачка" (1924), "Броненосец "Потемкин"" (1925), "Октябрь" (1927, с Г. Александровым), "Старое и новое" (1929), "Бежин луг" (1935—37), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945, 2-я серия 1958) и др. Теоретические работы: "Монтаж аттракционов" (творческий манифест, 1923) и др. Заслуженный деятель искусств (1935). Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1946).