Егоров Алексей Егорович
— исторический живописец (1776—1851), по происхождению калмык; род. в улусе орды, ушедшей из-за Волги в китайские владения.
Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6-ти лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г. был переведен в ученики спб. академии художеств.
Наставниками его в ней были профессора Акимов и Угрюмов.
По окончании курса в 1797 г. Е. был оставлен при академии пенсионером, и в 1798 году определен преподавателем в ее классах.
В 1803 г. отправлен за границу, в Италии изучал произведения Рафаэля.
По возвращении своем в 1807 г. в СПб. был назначен адъюнкт-профессором исторической живописи в академии и вскоре затем возведен в звание академика за эскиз картины "Положение во гроб". Впоследствии преподавал рисование императрице Елизавете Алексеевне.
В 1812 г. удостоен звания профессора.
В 1814 г. окончил лучшее свое произведение "Истязание Спасителя" (находится ныне в Императорском Эрмитаже).
Пользуясь громкой известностью как превосходный рисовальщик, он написал множество картин, преимущественно религиозного содержания; его образа и целые иконостасы украшают строившиеся или обновлявшиеся в его время храмы столицы и многие иногородние церкви.
С годами кисть его более и более утрачивала свои достоинства, и это обстоятельство, равно как и появление молодых, более даровитых живописцев, каковы: К. Брюллов, П. Басин и Ф. Бруни, были причиной того, что в 1840 г., император Николай I, недовольный образами, написанными Е. для Екатерининской церкви в Царском Селе, уволил его от службы при академии.
Е. не упал духом и продолжал работать до конца своей жизни. Его работы отличаются строгой, академической правильностью рисунка, но холодны по замыслу и экспрессии и страдают безжизненным, хотя и гармоничным колоритом.
Но Е. оставил по себе память как отличный преподаватель, имевший влияние на образование нескольких поколений художников.
Он занимался также гравированием крепкой водкой и издал серию исполненных этим способом гравюр, изображающих различные события священной истории.
Работы Е. находятся во многих спб. церквах, как, например, Казанском и Троицком соборах, в церкви Таврического дворца, в Конюшенной церкви, а также в Царском Селе и Новгороде.
А. А. С. {Брокгауз} Егоров, Алексей Егорович (Egorof); исторический живописец и гравер.
Сын калмыка; род. 1776 г. в китайских владениях; захвачен казаками и помещен 6 лет в Московский воспитательный дом; в 1782 г. переведен в Академию художеств.
Учился y Акимова и Угрюмова.
В 1797 выпущен художником XIV класса; 1798 определен преподавателем в академию; 1800 избран в назначенные; 1803 отправлен за границу; 1807, за эскиз "Положение во гроб", избран в академики, a в 1812 сделан профессором.
В 1841 году нацисал "Истязание Спасителя". Писал много образов.
В 1840 г. Николай I за плохое выполнение им образов для Екатерининской Царскосельской церкви приказал уволить Егорова от службы при академии.
Егоров умер в С.-Петербурге 10 сентября 1851 г. Его портрет литографирован Гиппиусом в Contemporains (в 1822, Шмидтом) и в Artiste russe 1847 и гравирован Ф. Иорданом в 1883, на одной доске с Левицким и Шебуевым.
В Академии художеств находится его портрет, писанный в 1845 году А.А. Васильевым.
Егоров награвировал карандашной манерой и крепкой водкой 17 сочинений из Священного Писания, со следующим заголовком: 1. "Рисунки, сочиненные и гравированные Алексеем Егоровым, Императорской Академии Художеств профессором и Кавалером. — Dessins composes et graves... В Санктъпетербурге. 1841. AEf". — Внизу изображена женщина (живопись), срисовывающая статую Дианы Эфесской. — 2. Авраам изгоняет Агарь с Измаилом.
Справа Сарра с Исааком: "С. АЕ f.". Гравир. крепкой водкой. — 3. Ангел является Агари в пустыне: "С. АЕ. f.". Грав. кр. водкой. — 4. Жена Пентефрия соблазняет Иосифа: "С. АЕ. f." Грав. каранд. ман. — 5. Сусанна и старики: "С. АЕ. f.". Грав. каранд. манер. — 6. Поклонение пастырей, — из семи фигур: "С. АЕ. f." — то же. — 7. Св. Семейство и Иоанн Креститель; без монограммы Егорова.
Грав. кр. водкой. — 8. Иоанн Креститель: "С. АЕ. f.", — то же. — 9. Бегство в Египет, грав. каранд. манерой: "С. АЕ. f.". — 10. Христос благословляет детей "С. АЕ. f.", — то же. — 11. Истязание Спасителя: "С. АЕ. f."; то же. — 12. Распятие, — из шести фигур, очень хороший лист: "С. АЕ. f.". — 13. Положение во гроб, — семь фигур: "С. АЕ. f.". — Кар. м. — 14. Христос является ученикам на пути в Еммаус: "С. АЕ. f.". — Кар. м. — 15. Ангел является апостолу Петру в темнице: "С. АЕ. f.". — Гр. кар. м. — 16. Апостолы Петр и Павел в темнице: "С. АЕ. f.". Гр. кар. м. — 17. Женщина с ребенком на руках; другой слева держится за ее платье; без монограммы Егорова; грав. каранд. манерой. — Полные старинные экземпляры этого издания очень редки (20—25 p.). Доски находятся в Академии художеств.
С рисунков Егорова (других) были сделаны гравюры на дереве (125 листов) и изданы со следующим заголовком: "Portefeuille contenant des dessins d''Alexis Iegoroff. Paris. Typogr. Lacrampe et Comp0. 2 Rue Damiette. 1846. Fol.". {Ровинский} Егоров, Алексей Егорович воспитанник, пенсионер и профессор живописи И. А. X.; р. 1776, † сент. 1851 г. {Половцов}