Егидес Петр Маркович
(Абовин-Егидес; 15.09.1917—13.05.1997) — спец. по соц. филос. и этике; канд. филос. наук, доц. Род. в Киеве. Воспитывался в детдоме.
Окончил МИФЛИ в 1941 (учился на двух ф-тах: филос. и ист.). Участник Великой Отеч. войны. В 1941 ушел на фронт в составе 1-го Моск. добровольческого отряда.
Будучи раненным, в бессознательном состоянии попал в плен, через 2 недели бежал, вернулся в свою часть, но был арестован.
В 1942—1948 был заключенным в сталинских лагерях.
В конце 1948 реабилитирован.
В 1949—1953 работал преп. в педучилище.
После Сентябрьского пленума ЦК КПСС Е. с женой были предс.-добровольцами двух колхозов (до 1959). (Как вспоминает об этом времени Е., "хотел построить подлинный социализм в отдельно взятом колхозе".) Затем, защитив дисс. на тему "Проблема смысла жизни", работал доц. на кафедрах филос. в вузах Иркутска, Брянска, Ростова-на-Дону (в Ростовском гос. ун-те). В 1970 арестован за написание работ "Единственный выход" и "Основное противоречие социализма", в к-рых доказывал, что в нашей стране социализм не был построен, что социализм и демократия в их подлинности невозможны друг без друга (обе эти работы были "арестованы" и находятся, по словам Е., в архивах КГБ). Е. осудил вторжение войск стран Варшавского Договора в Чехословакию в 1968. Его судили и поместили в психиатрическую больницу.
После освобождения (в конце 1972) к работе по филос. спец. не допускали.
Был безработным, затем устроился в ИПК бытового обслуживания, где преподавал теорию дизайна.
В 1978 по инициативе Е. был создан диссидентский ж. "Поиски", ред. к-рого он и являлся (за что был уволен из ИПК). В 1980 КГБ, пишет Е., "принудил меня эмигрировать". Во Франции Е. продолжал свои филос. изыскания, выпуская "Поиски". Был президентом Объединенного комитета спасения Сахарова.
В эмиграции уделял огромное внимание защите прав человека в СССР. В 1990 Е. восстановили в сов. гражданстве.
Гл. филос. проблема, к-рой он занимался в 50—60-е — проблема смысла жизни. Поел. 20 лет концентрировал внимание на проблеме личности в обл. соц. филос. Занимался вопросами оптимального соц. устройства, его логико-этич. аспектами, проблемой сущности и реализации самоуправления.
В обл. этики Е. стремится доказать, что осн. вопрос ее как филос. науки — это вопрос о смысле жизни, считая его третьей стороной осн. вопроса филос., поскольку он раскрывает отношение нравств. сознания к самому отношению между человеком и окружащим миром. Согласно Е., смысл жизни имеет космич. значение.
Свою концепцию соц. филос. называет "панперсонализмом", показывая, что личность как социол. категория — это не просто психол. особенности каждого человеч. инду-видуума (тогда эта категория не несла бы никакой специфической смысловой нагрузки по сравнению с категорией "индивидуальности"). Личность, по Е.,— это особое отношение между человеком и об-вом, возникшее на определ. уровне развития последнего.
Личность есть мера простора (экон., полит., бытового, дух.) между человеком и об-вом, мера автономии человека, что объективно необходимо и достаточно для развертывания его потенций.
Отсюда делается вывод, что человек является личностью лишь в той мере (в той сфере), в какой он имеет реальную возможность решать (и решающего голоса).
Поэтому, считает Е., в тоталитарном об-ве "рядовой" человек не является личностью ни в полит., ни в экон. сферах, ибо он в них ничего не решает; в капиталистическом же об-ве человек — лишь фрагментарная личность, ибо имеет право только полит. голоса, но ничего не решает в экон. сфере, там он — только наемный работник, отчужденный от управления производством; полною же личностью человек м.б. только в об-ве всестороннего самоуправления, т. е. в об-ве подлинного социализма.
Такое об-во — об-во панперсоналистическое, где каждый человек является личностью во всех сферах соц. бытия. Е. считал, что самоуправляющееся об-во, т. е. ассоциации самоуправляющихся индивидов, будут возникать оазисно, в разных странах, на разных континентах и станут, накапливая позитивный опыт, ис-пробуя разнообразные формы организации свободного труда и справедливого распределения прибыли, создавать оазисы подлинного, а не мнимого социализма.
Е. выводит закон оазисного развития социализма, устраняя необходимость насилия для его возникновения и развития.
Идея оазисного развития социализма подводит его к мысли об этич. критерии социализма как необходимом дополнении к критерию экон. Посл. годы жизни Е. вновь активно участвовал в полит. жизни страны.
В 1995 вместе со Святославом Федоровым он становится инициатором создания Партии самоуправления трудящихся.
В новой партии Е. возглавлял идеол. работу, теоретически разрабатывая идеи самоуправления как третьего, подлинно социалистического пути развития нашей страны.
Соч.: Проблема смысла жизни в марксистской этике // ВФ. 1963. № 8; Смысл жизни, в чем он? М., 1963; О смысле жизни. М., 1964; Основной вопрос этики как философской науки и проблема нравственного отчуждения // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967; Личность как социологическая категория // Личность при социализме.
М., 1968; 25 лет без Сталина по сталинскому пути // Поиски. 1978. № 1; Принципы социализма. [В соавт.] // Там же. 1980. № 2; Паралогизмы полицейской психиатрии // Там же. 1982. № 4; Пан-персонализм как философия самоуправления // Там же. 1983. № 5—6; Философ в колхозе (фрагменты книги) // Континент.
Париж, 1984. № 2; Трагедия великого гуманиста (Книга о социовоззрении Сахарова и борьбе за его освобождение).
Париж, 1985; И моя вина. (Меморандум).
Париж, 1987; Реабилитация социализма.
Париж, 1989; Социализм — это полнота личности // Общественные науки. 1989. № 5; Сквозь ад (В поисках третьего пути). М., 1991; Хождение великой идеи по мукам // Перспективы. 1991. № 4; Парадокс современной эпохи: от утопизма Карла Маркса к реализму Роберта Оуэна // Utopie critique. Париж, 1993. № 1; Как каждому стать богатым // Поиски.
Париж, 1994; Самый нормальный человек в России.
М., 1996; Судьба России в наших руках. М., 1997; Смута в головах народа // Альтернатива. 1997. № 4; Философ в колхозе.
Париж-Марсель-Москва, 1998; Наш звездный час. М., 2000.