Джавид Гусейн
[1889—] — крупный современный поэт Азербайджана.
Род. в г. Нахичевани на Араксе, в семье мусульманского ахунда (священника).
Начальное образование получил в Персии, у духовного лица; в дальнейшем в качестве купца некоторое время жил в Константинополе, где находился под сильным влиянием турецкого философа и поэта Риза-Тевфик-бея и был его учеником.
По возвращении в Азербайджан занимался педагогической и литературной деятельностью.
Первые произведения Д. были напечатаны в бакинском журнале "Фиюзат" (см.) под псевдонимом Раси-Задэ. В период своей "философской учобы" в Константинополе Д. печатался в органе панисламистов "Сыратуль Мустаким". Наиболее характерные его произведения написаны после войны — драмы в стихах и в прозе: "Ана" (Мать), "Афет", "Шейх-Санан", "Иблис" (Демон), "Шейда, "Учурум" (Пропасть), "Пейгамбэр" (Пророк), "Топал Теймур" (Тамерлан), "Азер" и "Дели Князь". В тюркской литературе Азербайджана Д. выступает как идеолог крупной буржуазии, отображая в своих произведениях последний этап ее развития.
Если Мамед Хади (см.) гл. обр. певец восходящей буржуазии, то Д. — идеолог последних дней буржуазии; это очень ярко сказалось в его мистико-романтическом пафосе и стиле. Первоначально Д. (в драме "Шейх-Санан") находится под влиянием персидского суфизма (мистицизма).
Во втором произведении — "Иблис", написанном после империалистической войны, в период расцвета кемалистского движения, намечается уже переход Д. к своеобразному сочетанию рационализма и субъективизма, социального идеализма и мистицизма.
В "Иблис" и "Ариф" выявлено идеологическое credo Д., и последующие его драмы являются только дополнением к ним. Драма "Шейда" — апология послереволюционной буржуазии.
После апрельского переворота в Азербайджане Д. отвернулся от реальной действительности, в своем творчестве ушел в далекое прошлое, пытался по-своему воспроизвести Магомета с его религиозной революцией и Тамерлана с его кровавыми нашествиями.
Эти два события изображены у Д. красочно, а герои — Магомет и Тамерлан — идеализированы.
В своих последних произведениях Д. делает явно неудачную попытку приблизиться к советской действительности.
Не постигнув смысла революционной эпохи, Д. в современной азербайджанской литературе остается выразителем буржуазной идеологии.
Библиография: I. Ана, Гечмишь Гюнляр, Марал, Афет, Шейх-Санан, Иблис, Учурум, Пейгамбэр, Топал-Теймур;
Стихи в журн. "Маариф вэ Меденкйет", Баку, 1923—1927, в журн. "Шарк Кадыны", Баку, 1925—1928; Эдеби Парчалар, Баку, 1926 и т. д. II. Критические статьи в тех же журналах и в константинопольском журнале "Тюрк-Юрд", 1927; Дан-Юлдузу, Тифлис, 1928; в газете "Коммунист", Баку, 1927—1928. А. Назим. {Лит. энц.}