Дышлевый Петр Исидорович
(20.06.1927—20.01.2000) — спец. в обл. методол. филос. естествознания, теории познания и филос. проблем творч.; д-р филос. наук, проф. Род. в Черкасской обл. (Украина).
Окончил физ.-матем. ф-т Черкасского гос. пед. (1951), асп. ИФ АН Укр. ССР (1954). Работал в АН Укр. ССР мл. н.с, ст. н.с, ученым секретарем, зав. отделом филос. вопросов естествознания, зам. директора.
С 1972 — зав. кафедрой диалектич. материализма и декан филос. ф-та Киевского гос. ун-та. С 1980 по 1997 — зав. кафедрой филос. Моск. гос. ин-та электронного машиностроения (ныне —Техн. ун-т), с 1995 — проф. Росс. ун-та Дружбы народов.
Д. — действ. чл. Академии гу-манит. наук. Докт. дисс. — "Философские проблемы релятивистской физики" (1968). Отв. ред. (соред.) и участник многих колл. монографий и сб., в т.ч. "Теория и метод" (М., 1987), "Диалектика творческой деятельности" (Воронеж, 1989), "Творчество и свобода" (Воронеж, 1994) и др. Д. выдвинул и обосновал положение о трех осн. формах взаимосвязи филос. и естествознания: филос. основания естественно-науч. дисциплин, конкретизация содержания и функций филос. принципов и категорий, постановка и способы разрешения филос. вопросов естествознания.
Анализируя теор.-познавательные установки некласс. (релятивистской и квантовой) физики, разработал концепцию "условий познания" как третьего компонента познавательного процесса некласс. естествознания (наряду с объектом и исследователем).
На теор. уровне под "условиями познания" им понимался функционирующий в данной системе "язык наблюдений", а также науч. фон и средства развертывания и интерпретации теор. систем, а именно: исходные знания, необходимые для интерпретации новой теории, к-рые включают филос. и логич. предпосылки, наглядные образы и модели, проверенные опытом базисные физ. теории. "Условия познания", по Д., выступают в качестве опосредующего звена во взаимосвязи объектов и исследователей (наблюдателей), т. е. они не могут быть целиком отнесены ни к определению физ. объекта, ни к определению исследователя (наблюдателя).
Концепция "условий познания" позволяет глубже раскрыть подлинную природу ряда фундам. понятий совр. (некласс.) физики.
Это, в частности, касается таких понятий, как "физ. реальность" и "относительность". В работах Д. было показано, что "физ. реальность" — это опосредование физ. объектов условиями познания, к-рые фиксируются, моделируются разл. образом на разных уровнях познавательного процесса; речь идет, следовательно, о представлении одной и той же "физ. реальности" на разл. уровнях физ. знания: на эмпирич. уровне она представляется определ. обобщениями, систематиза-циями данных наблюдений и измерений, а на теор. — логич. реконструкциями результатов опосредования физ. объектов условиями познания в форме целостных систем знаний — физ. теорий.
Следовательно, содержимое категории "физ. реальность" связано, с одной стороны, с категорией объективной реальности, а с др. — с характеристиками познавательного процесса—с категориями объекта и субъекта познания.
Д. был обоснован (совм. с Л.В.Яценко) дифференцированный подход к содержанию категории "картина мира" — было показано, что она характеризует, с одной стороны, определ. компонент науч. мировоззрения, а с др. — выступает как специфическая — по сравнению с теорией — науч. модель исследуемой реальности.
Д. определил поиск сущности творч. как филос. проблему и обосновал также необходимость формирования спец. автономной науки о творч. со специфическим категориально-понятийным аппаратом, место филос. и философов в этом процессе, подчеркнул необходимость соц. защиты творч. личности в условиях коренных соц. преобразований в России.
Соч.: Вопрос о пространстве и времени в теории относительности (на укр. яз.). Киев, 1957; Материалистическая диалектика и физический релятивизм.
Киев, 1972; Естественно-научная картина мира как форма синтеза знаний // Синтез современного научного знания.
М., 1973; Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. [В соавт.]. Киев, 1974; Концепция относительности в классической и современной физике в свете диалектического материализма // Современное естествознание и материалистическая диалектика.
М., 1977; Диалектика революций в естествознании. [В соавт.] // ВФ. 1981. № 3; Материалистическая диалектика и проблема научных революций. [В соавт.]. Киев, 1981; Что такое общая картина мира. [В соавт.]. М., 1984; Регуляция творческой деятельности (философско-методологические проблемы). [В соавт.]. Воронеж, 1986; Научные революции как предмет философского исследования // Научные революции в диалектике культуры.
Минск, 1987; Проблема реальности в естественно-научном познании и объективная истина // Теория познания.
Социально-культурная природа познания М., 1991; Сущность творчества как философская проблема // Личность: развитие и реализация в творчестве.
Курск, 1996.