Дорлиак Ксения Николаевна

(по мужу; урожд. Фелейзен) [30.12.1881 (11.1. 1882), Петербург — 8.3.1945, Москва] — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель.

Засл. деятель искусств РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (1941). Мать Н. Дорлиак.

Род. в дворянской семье; отец — служащий банка. В 1900 окончила петерб.

Смольный ин-т, где до 1906 преподавала в младших классах ф-п. и рук. хором. Пению обучалась в 1903—09 в Петерб. конс. (кл. С. Гладкой, к-рая определила ее голос как меццо-сопрано).

На оперной сцене дебютировала в 1906 в консерваторском спектакле в партии Марцелины ("Свадьба Фигаро"), в 1907 пела партии Кащеевны, Ольги ("Евгений Онегин"), в 1908 — партию Ганны ("Майская ночь"). Принимала также участие во многих концертах, в т. ч. в концертах памяти Р. Шумана и М. Глинки.

Окончив с отличием конс., до 1911 вела конц. деят-сть и одновременно совершенствовалась в вокальном искусстве под рук. Н. Ирецкой (к-рая определила ее голос как драм. сопрано).

В 1911 —12 пела в операх Р. Вагнера в париж. т-ре "Гранд-Опера" (дебютировала в партии Елизаветы — "Тангейзер"; на сцене этого т-ра исп. также партии Эльзы — "Лоэнгрин" и Брунгильды — "Валькирия": за эти роли получила орден Академических пальм). В Париже выступала также в симф. и камерных концертах. 27 апр. 1912 дебютировала в партии Аиды в петерб.

Мариинском т-ре. В 1913— 14 гастролировала в Берлине (с большим успехом в партии Татьяны, Аиды и в вагнеровском репертуаре), Праге, Шарлоттенбурге.

В 1914 оставила сцен. деят-сть (в связи со смертью мужа). Обладала гибким голосом красивого тембра, отточенной вокальной техникой, большой исполнительской культурой.

Лучшие партии: Татьяна, Аида, Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Брунгильда ("Валькирия"). Партнеры: Г. Бакланов, Ф. Шаляпин и др. Пела п/у Н. Малько, С. Самосуда, О. Фрида. В 1920 возобновила конц. деят-сть в Москве, Петрограде, где была одной из первых и постоянных участниц концертов Общества камерной музыки и Ассоциации современной музыки, выступала также в симф. концертах п/у А. Глазунова, С. Самосуда, О. Фрида, В. Дранишникова, О. Клемперера, А. Онеггера.

Последний концерт состоялся в 1937 в Малом зале Моск. конс. Камерный репертуар отличался разнообразием: произв.

М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Танеева, И. С. Баха (сольная партия в кантате № 80), Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа (сольная партия в симф. поэме "Ce qu''on entend, sur la montagne" — "Что слышно на горе", 1910; в ансамбле с Н. Акцери, Н. Кедровым, М. Чупрынниковым), И. Брамса, К. Дебюсси, М. Равеля, Н. Метнера, С Прокофьева, И. Стравинского, Н. Мясковского, М. Гнесина, В. Шербачева (1-я исп. романсов последнего на стихи А. Блока). В концертах выступала в ансамблях с пианистами Б. Абрамовичем, М. Бихтером, К. Игумновым, И. Миклашевской, М. Юдиной.

Талант певицы высоко ценил А. Глазунов.

В 1914—29 преподавала в Петрогр. конс. (с 1918 проф.; в 1922—28 возглавляла вокальный отдел, а также рук. оперной студией), е 1930 — в Моск. конс. (проф. сольного и камерного пения; в 1932 — 34, 1936 — 41, 1943—45 декан вокального ф-та; в 1944—45 науч. рук. аспирантуры по сольному пению; в 1933—34 зав., в 1944 — 45 худож. рук. Оперной студией, где поставила в 1939 "Виндзорские кумушки"). С 1930 преподавала камерное пение в Муз. уч-ще им. Гнесиных.

В 1925 как педагог была командирована в Париж и Лондон.

Ученики: А. Григорьева, Н. Дорлиак, П. Киричек, Е. Кругликова, О. Леонтьева, Л. Мельникова, В. Рамм, Т. Талахадзе, Т. Утропика, С. Хромченко.

Е. Шумилова, А. Эпова, Т. Янко, И. Яунзем.

Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1944). Соч.: Как преподавать пение? // Жизнь искусства. 1925. № 3. С. 12; Вокально-художественное воспитание певца // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. — М.; Л., 1941. Лит.: А. М. Концерт К. Н. Дорлиак // Сов. музыка. 1935. № 2. С. 89: Яунзем И.. Хромченко С. Юбилей К. Н. Дорлиак Сов. искусство. 1940. № 14. С. 4; Артемьева Е. Памяти К. Н. Дорлиак. // Сов. музыкант. 1950. № 8; Ее же. В классе К. Н. Дорлиак: Обобщение вокально-педагогического процесса. — М., 1969; Янко Т. Ксения Николаевна Дорлиак // Воспоминания о московской консерватории. — М., 1966. С. 402—405; Ее же. Незабываемые годы // Сов. музыка. 1983. № 9. С. 68—71; Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. — Л., 1967. С. 367; Юдина М. В. Немного о людях Ленинграда // Мария Вениаминовна Юдина: Статьи.

Воспоминания.

Материалы. — М., 1978. С. 209—227; Рулина О. Признательность педагогу и человеку // Сов. музыкант. 1982. № 3.