Длугач Тамара Борисовна
(род. 19.08.1935) — спец. в обл. зап. филос.; д-р филос. наук. Окончила филос. ф-т МГУ (1959) и асп. ИФ АН СССР (1965). Работала на кафедрах филос. Моск. энергетич. и 2-го Моск. мед. ин-тов. В наст. вр. преподает в Гос. ун-те гуманит. наук и на кафедре филос. Росс. Академии наук. Является вед. н. с. ИФ РАН. Канд. дисс. — "Целое и часть как категории диалектической логики" (1965); докт. дисс. — "Философия Дидро и проблемы развития диалектики" (1987). Ред. сер. "Немецкая классическая философия.
Новые исследования", один из экспертов и авторов "Новой Философской Энциклопедии". Гл. интерес лежит в обл. франц. просветительской и нем. класс. филос. Филос. идеи связаны с выяснением специфики франц. Просвещения: она усматривается в формировании такой важной человеческой способности, как здравый смысл. Не сводясь ни к теор., ни к нравств., ни к эстетич. способностям, здравый смысл представляет собой проекцию на сферу частной жизни более широкой способности самостоятельного суждения обо всех предметах и явлениях действительности.
Благодаря здравому смыслу каждый человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, за все свои поступки и превращается в суверенную личность, составляющую основу демокр. об-ва. В иссл. о франц. просветителе Дени Дидро акцент делается на сократических его способностях, благодаря к-рым за "парадоксами" своих современников он мог открыть своеобразную диалектику Просвещения, став "Сократом Просвещения". Нем. класс. филос. анализируется прежде всего в плане ориентации ее на новую науку, когда многие важные черты последней — экспериментальный характер, феноменологич. подход, особое понимание пространства и времени, построение идеализо-ванных моделей — отразились в кантовских и фихтев-ских принципах конструирования и интеллектуальной интуиции, априоризме, понимании теор. познания как движения от абстрактного к конкретному, от целого к частям у Гегеля.
Формируясь как "наукоучение", нем. филос. в то же время выходит за эти рамки, включая в свой состав нравств. и эстетич. суждения.
Фактически речь идет о взаимодействии разл. способов разумения.
Об этом же речь при рассмотрении взаимодействия нем. класс. и франц. просветительской филос. Данные иссл. находятся в русле идей о логике диалога, разработанных В.С.Библером.
Соч.: Дидро. М., 1975 (2-е изд. М., 1986); Человек в мире техники.
М., 1978; Философия Просвещения и "парадоксы" Дени Дидро // ВФ. 1984. № 8; Устремленный к истине // Дидро Д. Монахиня.
М., 1984; Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И.Кант, И.Г.Фихте). М., 1986; Иммануил Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума". М., 1990; Подвиг здравого смысла.
М., 1995; "Д''Аламбер", "Дидро", "Гельвеции" и др. // Новая Философская Энциклопедия. T.I. М., 2000.