Дютш Оттон Иванович
— композитор, родился в Копенгагене, умер во Франкфурте-на-Майне в начале 1863 года. Отец Д. был учителем музыки и пения в Копенгагене и готовил сына к духовному званию.
Еще в детстве Д. обнаружил страстную любовь и необыкновенные способности к музыке, но его отец долго не решался расстаться с мечтою видеть своего сына священником.
Наконец он уступил просьбам сына, горячо хотевшего всецело посвятить себя музыке, и на семнадцатом году от рождения молодой Д. отправился в Лейпциг, где поступил в консерваторию и стал обучаться музыке под руководством известного в то время профессора Шнейдера; впоследствии, разойдясь с Шнейдером, он продолжал свое музыкальное образование под руководством знаменитого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди.
Получив несколько медалей лейпцигской консерватории и премии разных обществ за пьесы, со значительным успехом исполнявшиеся в концертах в Лейпциге и Копенгагене (главным образом на духовные тексты), Д. в 1847 году предпринял путешествие во Францию и Италию, намереваясь объехать все главные города Западной Европы и всюду давать концерты.
Но ему не удалось осуществить этого плана, и в 1848 году он приехал в Петербург.
Здесь он был радушно встречен музыкальным кружком М. И. Глинки, с которым до самой его смерти сохранял самые дружеские отношения.
В то же время он и здесь должен был разочароваться в своих мечтах об известности и свободной, самостоятельной деятельности: тяжелое материальное положение отдало его в руки бездарных эксплуататоров, заказывавших ему разного рода произведения для фортепьяно и оркестра и выставлявших под ними свое имя. Вскоре однако Д., покровительствуемый князем А. И. Барятинским, уехал на Кавказ в качестве капельмейстера Кабардинского полка. На Кавказе Д. пробыл около полутора года и за это время из музыкантов полка, в котором он служил, он составил лучший во всем крае не только духовой, но и скрипичный оркестр; кроме того, в этот же период он устроил оркестры в некоторых других полках.
В Петербурге, куда возвратился Д., недостаток средств заставил его взяться за дирижирование оркестрами в общественных садах. Хотя он с большим неудовольствием взялся зa это дело, однако оно принесло ему пользу, так как дало ему возможность обнаружить перед публикой свой талант в качестве капельмейстера и в то же время обратило на него внимание дирекции Императорских театров, которая вскоре поручила ему несколько работ, в коих ему впервые пришлось писать музыку на русские тексты.
В 1852 году Д. был принят дирекцией Императорских театров на службу в звании капельмейстера, причем главною его обязанностью было репетирование хоров и игра на органе во время представлений итальянской оперы. В 1860 году была поставлена на русской сцене его опера "Кроатка или соперницы", на текст Н. И. Куликова.
Опера шла на сцене семь раз с посредственным успехом и, несмотря на свои несомненные достоинства, на следующие сезоны возобновлена не была. Однако, имя Д., как музыкального деятеля, было вполне упрочено.
В 1862 году Д. отправился на родину для постановки "Кроатки", уже переведенной нa немецкий язык, на сцене Копенгагенского королевского театра.
По непредвиденным обстоятельствам постановка оперы была отложена, и Д., обласканный датским королем Христианом VІІ и награжденный им орденом Данеброга, возвратился в Петербург.
Сюда его призывали занятия в театре в качестве репетитора хоров и в консерватории, пригласившей его к себе в 1862 году профессором элементарной теории музыки и сольфеджио.
Между тем здоровье Д., уже и без того значительно надломленное, окончательно расстроилось.
В 1863 году он поехал для лечения в Германию и вскоре же умер во Франкфурте-на-Майне вследствие хронического поражения легких.
Кроме упомянутой оперы "Кроатка", являющейся лучшим произведением Д, ему принадлежат: 28 пьес для фортепьяно в две руки; этюды для фортепьяно (ор. 12); 9 русских и 42 немецких романса; песни для смешанных голосов a capella (op. 18); песни для мужских голосов (op. 19); "113-й псалом" для хора и оркестра; марш для военного оркестра: "Вперед, ребята!"; alleqro de concert для двух фортепьяно с оркестром; вальс для фортепьяно с оркестром; соната для фортепьяно и виолончели С-mоll; два романса для скрипки и фортепьяно; оперетта "Узкие башмаки" (пер. П. С. Федорова); оперетта "Im Dorfe" с немецким текстом; 30 пьес для танцев; музыка к драмам Кукольника — "Денщик", Родиславского — "Расставанье" и Сухонина — "Русская свадьба" и "Деньги". Часть этих произведений издана в разное время в России и за границей, а часть находится в рукописях.
Все музыкальные сочинения Д. обнаруживают его несомненный талант и много вкуса, отличаются художественней оркестровкой и гармонизацией и свидетельствуют о безукоризненном знании им контрапункта; но в то же время в них нередко замечается искусственность мелодии, отсутствие оригинальности и новизны форм, встречаются места с отпечатком влияния Мендельсона-Бартольди, Мейербера и рапсодий Фр. Листа. "Оттон Иванович Дютш", статья М. С. ("Музыкальный Листок" 1874 г., № 2). — П. Д. Перепелицын: "История музыки в России с древнейших времен до наших дней", 1888 г. — Записки Василия Антоновича Инсарского ("Русская Старина" 1894 г., кн. 12-я). — "Якорь" 1863 г., № 6 (некролог).
Вл. Греков. {Половцов} Дютш, Оттон Иванович — композитор, родом из Копенгагена.
Окончив консерваторию в Лейпциге, Д. приехал в Россию; был военным капельмейстером, потом дирижировал оркестрами в садах. В 1852 г. назначен органистом и репетитором хоров при императорских театрах.
В 1862 г. приглашен профессором элементарной теории и сольфеджио в спб. консерваторию.
Умер за границей.
Главное его сочинение — опера "Кроатка, или Соперницы", поставленная в СПб. в 1860 г. Д. написал много немецких романсов, 9 русских, более 20 фopтепианныx пьес, концертное allegro с оркестром, виолончельную сонату, две оперетки: "Узкие башмаки" и "Im Dorfe", и музыку к драмам Кукольника "Денщик", Рославского — "Расставанье", Сухонина — "Русская свадьба" и "Деньги". Его сын, Георгий Оттонович (1860—1892), заведовал оркестровым классом в спб. консерватории и переложил на фортепиано оперы А. Н. Серова: "Юдифь" и "Вражья сила". М. П. {Брокгауз} Дютш, Оттон Иванович — композитор; род. около 1825 в Копенгагене, ум. 1863 во Франкфурте-на-Майне; сын учителя музыки, готовился к богословской карьере, но 17-ти лет поступил в лейпцигскую консерваторию, где изучал композицию у Мендельсона и Шнейера.
Окончив консерваторию в 1847, Д. неудачно пробовал счастья во Франции и Италии и в 1848. отправился в СПб. В России Д. также долго не везло: около полутора года он был капельмейстером Кабардинского полка в глухом углу на Кавказе, затем некоторое время капельмейстером садового увеселительного оркестра в СПб. Случайно ему удалось получить заказ от Имп. театров на музыку к "Денщику" Кукольника (1851) и известной "Русской свадьбе" Сухонина (1852). В последней пьесе Д. удачно разработал русские песни. Успех музыки Д. имел следствием приглашение его на Имп. сцену (1852) вторым капельмейстером, а также хормейстером и органистом итальянской оперы. В 1856 на сцене Александринского театра в СПб. поставлена была оперетка Д. "Узкие башмаки"; кроме того, им написана была немецкая оперетка "Im Dorfe" и музыка в комедии "Деньги" Сухонина (1856) и водевилю "Расставанье" (1859). 9 декабря 1860 в первый раз шла в Мариинском театре 4-актная опера Д. "Кроатка" (или "Соперницы"); опера имела успех и хорошо принята была критикой, но после 7—8 представлений снята была с репертуара В 1881 под управлением Дютша-сына (см.) она с успехом возобновлена была в СПб., на сцене "Музыкально-драматического кружка" До 1862 Д. был преподавателем хорового бесплатного класса при музыкальных классах Рус. Муз. Общ.; когда эти классы преобразованы были в консерваторию (1862), Д. приглашен был А. Рубинштейном в качестве профессора теории музыки; в том же году он отправился в Копенгаген, где должны были поставить "Кроатку". Постановка эта была отложена, Д. вернулся в СПб., откуда в 1863 отправился для леченья за границу, где и умер. Музыка Д. не отличается силой и оригинальностью, но она очень красива, искренна и мелодична.
Сильней всего сказывается на ней влияние Мейербера и Мендельсона.
Оперные формы "Кроатки" стереотипны, но стройны, хорошо разработаны и обличают руку превосходного музыканта.
В опере много красивых нумеров; ария контральто "Что жизнь для нас" и ныне поется в концертах.
Вообще, для своего времени, "Кроатка" была выдающейся русской оперой.
Кроме сценической музыки Д. написал около 70 романсов, большинство которых напечатано;
Кюи находит, что по музыке романсы эти не уступают средним романсам Глинки и Даргомыжского, но превосходят их красотой и интересом аккомпанемента.
Лучшие из них "Вздох о жизни", "Ты скоро меня позабудешь", "Сумерки", "День и ночь", "Спросила ты", "Жалоба", "Не скажу никому", "Новгород". Д. написал также виолончельную сонату и симфоническую сонату (allegro?) для двух фп. с оркестром (Fis-moll, исполнен. в концерте Д. и Вителяро 1856). В старых каталогах (Стелловского и др.) обозначено еще более 18 мелких пьес Д., больше всего для фп. (в том числе Grand Valse de concert op. 49; Nocturne op. 51 (!); но эти сочинения до нас не дошли. См. "Русский романс" Кюи (стр. 160 и далее). {Риман} Дютш, Оттон Иванович капельмейстер, композитор, професс. теории музыки в СПб. консерватории; † 1863 г. {Половцов}