Димитрий Муретов
(в миру Климент Иванович) — архиепископ Херсонский и Одесский, выдающийся деятель, проповедник и духовный писатель.
Родился 11-го февраля 1811 года, в с. Лучинске, Пронского уезда, Рязанской губернии; ум. 14-го ноября 1883 года, в Одессе.
Дед архиепископа Димитрия, Алексей Феодулович, был священником в том же Пронском уезде и считался выдающимся среди остальных священников; он был "духовным заказчиком" или судьей "на всю пронскую округу". Сам Алексей Феодулович не носил никакой фамилии, но из пятерых его сыновей — трое прозывались Столпянскими, а двое — Муретовыми.
Один из Столпянских, Иван Алексеевич, окончивший в 1804 г. курс Рязанской семинарии "студентом" и долгое время бывший диаконом, и был отцом будущего архиепископа Димитрия.
До девяти лет Климент Столпянский обучался дома; в 1820 г. он был отдан в Сапожковское духовное училище и записан по фамилии дядей Муретовым.
Затем обучался в Рязанской семинарии и с 1831—1835 г. в Киевской дух. акад., которую окончил первым, с редчайшею отметкой: "способностей и успехов отличных пред всеми". В том же 1835 г. он принял монашество и оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре чтения священного писания, а потом и герменевтики; в 1837 г. утвержден в звании профессора богословских наук, на место отказавшегося от этой кафедры ректора, знаменитого ученого и проповедника, впоследствии архиепископа Иннокентия (Борисова).
Главным предметом Димитрия Муретова было догматическое богословие, которое он подверг тщательной систематической обработке; уступая своему предшественнику в смелости и оригинальности воззрений, он был выше его по глубине и основательности своих богословских познаний.
Будучи сторонником исторического метода исследования и изложения и идя по пути, проложенному Иннокентием, которого, впрочем, обвиняли в либерализме, он окончательно освободил богословскую науку от устарелых схоластических форм, а своею строгостью и осмотрительностью выводов заставил умолкнуть всех обвинителей против новой системы богословия.
Лекций своих Димитрий не выдавал студентам и, вероятно, не писал их вполне, но подготавливался к ним так основательно, что обыкновенно в течение двух часов подряд, без всякого конспекта, говорил беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений.
Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел он и сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу "Введения в курс богословских наук", Макария Булгакова, митрополита Московского.
С 1838 г. он был инспектором академии в течение трех лет и затем ректором ее и настоятелем Киевского братского монастыря.
Многочисленные отзывы его современников: сослуживцев и учеников рисуют его в высшей степени гуманным и заботливым начальником, вникавшим во все подробности и уже тогда прославившимся своею благотворительностью.
В 1851 г. Димитрий был назначен епископом Тульским, через семь лет — Херсонским, и затем последовательно занимал архиепископские кафедры: Ярославскую (1874—1876), Волынскую (1876—1882) и Одесскую (1882—1883). Везде преосвященный был известен своим громадным влиянием на паству и редким расположением к нему последней.
То и другое он достигал своими "общественными богослужениями" и замечательными поучениями, своею широкою благотворительностью и нищелюбием, заботами о духовенстве и в особенности о духовно-учебных заведениях.
Время управления его Херсоно-Таврической епархией совпало с освобождением крестьян, и здесь он оказал неоценимую услугу отечеству своими удачными действиями и заботами, направленными к предупреждению крестьянских волнений.
Отсюда же, как лучший администратор и устроитель духовно-учебных заведений, Димитрий был вызван в Петербург для присутствования в Св. Синоде, где и председательствовал в комиссиях: 1) по сокращению переписки по духовному ведомству, 2) по улучшению быта сельского духовенства и 3) по преобразованию духовных семинарий и училищ.
Представленный им проект преобразования последних особенно отличался ясностью и определенностью выставляемой им цели духовно-учебных заведений, равно как и проект архимандрита Филарета, но, к сожалению, ни тот, ни другой не были приняты.
По возвращении в свою паству, преосвященный среди мер об улучшении материального быта духовенства много сделал еще к улаживанию отношений с местными иноземцами и иноверцами.
Во время архиепископства он долее, сравнительно, пробыл в Житомире, но болезнь его заставила отказаться от прежней кипучей деятельности и вести уединенный образ жизни. Ввиду той же болезни, он отказался и от предлагаемой ему Московской митрополии после преосвященного Макария († 1882). С принятием епископского сана, Димитрий оставил науку совсем и посвятил свою жизнь богослужению, управлению, самой широкой благотворительности и особенно проповедничеству.
Многочисленные его проповеди печатались в местных епархиальных ведомостях и особенно много в "Православном Обозрении" (1877—1883). Они обыкновенно отличались простотою и задушевностью и в то же время были "исполнены высокого и сильного красноречия". Первым печатным трудом Димитрия была его магистерская диссертация: "О путях промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных" (в "Собрании сочинений студентов Киевской духовной академ.", Киев, 1839 г., т. I). Первое "Собрание слов, бесед и речей" преосвященного вышло в Одессе, в 1859 г. Два года спустя вышло новое собрание "Слов, бесед и речей" (СПб., 1885 г.), и, наконец, в самое последнее время преподаватель Московской духовной семинарии, С. П. Никитский, издал в шести томах "Полное собрание творений" Димитрия.
С 1837 по 1841 г. Димитрий редактировал журнал "Воскресное Чтение". "Пятидесятилетний юбилей Киевской духовной академии" (Киев, 1869 г.); "Ярославские Епархиальные Ведомости", 1876 г., №№ 21, 23, 28, 47 и 52; "Московские Ведомости" за 1883 г., № 320—330, 345 и 359; "Современные Известия", 1883 г., № 319, 320, 322 и 341; Ф. Лебединцев, "Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский" (в "Киевской Старине", 1883 г., № 12); К. Б., "Памяти архиепископа Димитрия Одесского" (в "Историческом Вестнике", 1884 № 2); прот. Гавриленков, "Воспоминание о преосвящ.
Димитрие, архиепископе Херсонском" (в "Полтавских Епархиальных Ведомостях", 1884 г., № 1); Н. Флоринский, "Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский" ("Душеполезное Чтение", 1886 г., кн. 6); Н. Смирнов, "Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский.
Биография, с портретом" (М., 1898 г.; составляет особый седьмой том в 475 стр. к изданию Творений Димитрия — г. Никитского), и M. Ястребов, "Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский" (в "Трудах Киевской духовной академии", 1899 г., № 5; здесь сделано несколько поправок к обширной биографии г. Смирнова).
В. Р—в. {Половцов} Димитрий Муретов (1806—1883) — архиепископ херсонский.
Род. в Рязанской губернии, был сыном дьячка.
В монашество вступил в последний год своего студенчества в Киевской духовной академии; потом был профессором богословия и ректором той же академии, в которой служил шестнадцать лет и оставил неизгладимые следы сильного и разностороннего влияния.
Уступая предшественнику своему, Иннокентию Борисову, в смелости и оригинальности богословских воззрений, он не ниже, а, может быть, даже выше его был по глубине и основательности.
Являясь хозяином в разнообразных отраслях богословской науки, он применил к ней исторический метод исследования и изложения и освободил ее от устарелых схоластических приемов.
Богословствование Иннокентия многие встретили недружелюбно и обвиняли в либерализме, если не рационализме.
Преемник его по кафедре подвел такой твердый фундамент под новую богословскую систему и применял исторический метод с такой строгостью и осмотрительностью, что должны были рассеяться сомнения и замолкнуть обвинения против новой системы богословия.
Лекций своих Д. не выдавал студентам и, вероятно, не писал вполне, но подготовлялся к ним так основательно, что обычно в течение двух часов подряд, без конспекта или даже клочка бумаги для справок говорил беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений.
Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел и он сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу "Введения в курс богословских наук", Макария (Булгакова), митроп. моск. Многие обвиняли этого богослова за то, что он нигде не упомянул о главном своем источнике для сочинения, доставившего ему редкую в то время степень доктора богословия.
Но скромный Д. никогда не изъявлял претензий на научную славу. Он не печатал своих трудов или печатал без подписи; под его именем выходили только проповеди, которые в последние годы своей пастырской деятельности он обычно помещал в "Православн.
Обозрении". Потом они вышли отдельным изданием.
Помимо своей научной и профессорской знаменитости, Д. был редким человеком, добрым пастырем, с чертами мужа апостольского.
О его благотворительности ходили и ходят многочисленные рассказы; все некрологи его переполнены характерными фактами этого рода. В 1850 г. он был назначен епископом в Тулу, в 1857 г. — в Одессу, где возведен был в сан архиепископа.
Через семнадцать лет он был переведен на высшую по своему иерархическому положению кафедру в Ярославль, климат которого оказался неблагоприятным для его здоровья.
Он был переведен на Волынь, а через шесть лет снова вернулся в Одессу, где и умер. П. В. {Брокгауз} Димитрий Муретов (Климент Иванович) — архиепископ Херсонский и Одесский.
Родился 11 февраля 1811 года в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона.
В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской духовной семинарии.
В 1831 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником. 11 сентября 1834 года пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 года — во иеромонаха. 7 октября 1835 года удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Священного Писания и герменевтики. 6 сентября 1837 года утвержден в звании профессора богословских наук. С 14 февраля 1838 года — инспектор академии. 25 марта 1838 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря.
С 24 апреля 1841 года — ректор Киевской духовной академии. 4 марта 1851 года хиротонисан во епископа Тульского.
С 11 июня 1857 года — епископ Херсонский. 3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа.
С 2 октября 1874 года — архиепископ Ярославский.
С 26 апреля 1876 года — архиепископ Волынский.
С 1882 года — архиепископ Херсонский и Одесский.
Скончался 14 ноября 1883 года. Имя преосвященного Димитрия стало широко известно со времени его пребывания в стенах Киевской духовной академии.
Десятилетний период его управления Киевской духовной академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни, уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами.
При первом взгляде на архимандрита Димитрия император Николай I увидел в нем особенного человека.
Вот как описывается этот случай.
При посещении императором Николаем I Киева митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров; † 1857) представил ему ученую корпорацию, в числе коих был и отец Димитрий, тогда еще архимандрит и ректор академии.
Во время представлений император неоднократно оборачивался в сторону отца Димитрия и смотрел ему прямо в глаза. Все это заметили.
Прибыв в Петербург, император Николай сказал жене: "Вот я видел монаха в Киеве! Я желаю, чтобы он непременно благословил наших детей". Вскоре архимандрит Димитрий был вызван в Петербург.
Когда он был введен в кабинет, то увидел там царствующую чету со всеми детьми.
Смиренно исполнив желание правителя, отец Димитрий возвратился в Киев. Говорят: глаза — зеркало души. В глазах отца Димитрия отражались высокие свойства души его: смирение, незлобие, доброта, и под покровом их — глубокий ум. Его замечательные духовно-нравственные качества проявились и в период архипастырского служения.
Преосвященного Димитрия нельзя назвать искусным епархиальным администратором в обыденном смысле этого слова. В нем было много другой, высшей, администрации, созидающей души, дающей им возможность чувствовать и воочию видеть силу и значение Церкви Христовой, истинную, а не мнимую власть представителей этой Святой Церкви, этого наивысшего учреждения на земле. На преосвященном Димитрии с отрадой и умилением останавливался взор всякого православного христианина.
В своей жизни он стремился осуществить идеал евангельского Пастыря — кроткого, учительного не только словом, но и жизнью, исполненного любви и снисходительности к людям, особенно падшим, скорбящим и озлобленным, милости Божией и помощи требующим.
Других стремлений он не имел, не искал он ни стяжаний, ни карьеры.
Это был совершенный инок — благоговейный, добрый, смиренный, нестяжательный и крайне нищелюбивый.
О его доброте существует много рассказов.
Вот один из них. Когда Димитрий был архиепископом Волынским, к нему пришла одна дама в слезах, прося помочь ей в крайней нужде. "Верьте, — сказала она, — ни копейки не имею". "А вот что, — ответил Димитрий, — я приглашен завтра на погребение, потружусь на Ваше счастье, что дадут — то Ваше, а Вы в 4 часа приходите". В 4 часа дама получила от Владыки запечатанный пакет, в котором оказалась тысяча рублей.
Дама снова пришла к Владыке и взволнованно сказала ему об этом. Но он ответил: "А мне какое дело? Ведь я сказал Вам, что потружусь на Ваше счастье.
Ну Господь Вам послал, Его и благодарить Вам следует". Везде преосвященный был известен своим огромным влиянием на паству и редким расположением к нему последней.
Такой тесной духовной связи он достигал богослужениями и замечательными поучениями, заботой о благолепии храмов, благотворительностью и нищелюбием.
Он постоянно заботился и о подведомственном духовенстве, и особенно о духовных учебных заведениях.
В Одессе он улучшил преподавание и быт духовного училища и семинарии, выстроил дом для общежития, основал попечительство о бедных, деятельно боролся со штундой и провел реставрацию храмов.
Вызванный в 1859 году в Санкт-Петербург как лучший устроитель духовных учебных заведений, преосвященный Димитрий председательствовал в комиссиях: 1) по сокращению переписки по духовному ведомству; 2) по улучшению быта сельского духовенства; 3) по преобразованию духовных семинарий и училищ.
Работа его в комиссиях была весьма плодотворной.
Деятельность по епархии он совмещал с общественной.
Период управления Херсонской епархией совпал со временем освобождения крестьян, и преосвященный Димитрий оказал неоценимую услугу отечеству своими правильными действиями в предупреждении крестьянских волнений.
В 1860 году, когда на него было возложено звание попечителя болгарского настоятельства, преосвященный Димитрий установил самые близкие отношения с сербами, далматинцами и особенно болгарами, оказывая им щедрую и разнообразную помощь.
Его ревностное и многополезное служение было отмечено наградами и знаками отличия.
До возведения в сан епископа Димитрий вел большую литературную работу.
С принятием архиерейского сана он совсем оставил науку и полностью посвятил себя делу благотворительности и проповедничества.
Его проповеди отличались простотой и задушевностью и в то же время были "исполнены высокого и сильного красноречия". Особенно в последние годы жизни преосвященный Димитрий усиленно проповедовал слово Божие и с архиерейской кафедры, и со страниц печати.
Он чувствовал, что недолго ему осталось жить, и торопился как можно лучше выполнить свою пастырскую миссию — миссию церковного учителя.
Личность архиепископа Димитрия — это такая светлая личность, которая служила и будет служить постоянно славой и украшением Русской Церкви.
С кончиной архиепископа Димитрия отошел в вечность последний представитель того блестящего триумвирата (Иннокентий (Борисов), Димитрий (Муретов), Макарий (Булгаков)), который подарила Русской Церкви Киевская духовная академия в так называемый "иннокентиевский" период.
Труды: О путях Промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных // Собрание сочинений студентов Киевской духовной академии. — Киев, 1839. Первое собрание слов, бесед и речей преосвященного. — Одесса, 1859. Собрание слов, бесед и речей. — СПб., 1885. Полное собрание творений Димитрия: в 6 т. — 1899. Цветы из сада. — М., изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1889, с. 103. Слово об уважении к местам христианского погребения // Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1890, № 47, с. 1577. Отдельные слова и речи Димитрия // Православное обозрение. — 1875—1884. Литература: Смирнов Н. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский. — М., 1898. Ястребов М. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский // Труды Киевской духовной академии. — 1899, №5. Никанор (Бровкович), архиепископ.
Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913, т. 1, с. 120. Хойнацкий А. Ф., протоиерей.
Волыно-Почаевский Патерик. — М., 1888. Ливанский И. В. Блаженной памяти высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Херсонского и Одесского, бывшего Тульского и Белевского: Стихотворение. — Тула, 1890. Флоринский Н. И. Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский // Душеполезное чтение. — 1886, кн. 6. Гавриленков.
Воспоминания о преосвященном Димитрии, архиепископе Херсонском // Полтавские епархиальные ведомости. — 1884, № 1. К. Б. Памяти архиепископа Димитрия Одесского // Исторический вестник. — 1884, № 2. Лебединцев Ф. Г. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский // Киевская старина. — 1883, № 12. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397, 1415,1416,1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 335, 489, 783. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 300. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 327. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 24, 69, 70, 74. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 301, 471. Пятидесятилетний юбилей Киевской духовной академии. — Киев, 1869. Современные известия. — 1883, №№ 319, 320, 322, 341. Ярославские епархиальные ведомости. — 1876, №№ 21, 23, 28, 47, 52. Московские ведомости. — М., 1883, №№ 320—330, 345, 359. Самарские епархиальные ведомости. — 1897, № 3, с. 137; № 7, с. 177. Известия по Казанской епархии. — 1882, № 8, с. 161. — 1893, № 19, с. 622, 623. Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1897, № 8, с. 299; № 14, с. 548. — 1905, № 37, с. 1569—1574; № 38, с. 1608—1613. Православный собеседник. — Казань, 1899, июнь, с. 354. — 1902, декабрь, с. 784. — 1904, апрель, с. 8. — 1908, декабрь, с. 743. Русский паломник. — 1893, № 8, с. 126. Русская старина. — 1910, ноябрь, с. 422, 450. Кормчий. — 1890, № 31, № 49, с. 595. — 1912, № 7, с. 81. Труды Киевской духовной академии. — 1870, апрель, с. 1—31; июнь, с. 1—30. — 1872, ноябрь, с. 6. — 1873, ноябрь, с. 508—509. — 1874, август, с. 425—427. — 1877, март, с. 365. — 1884, август, с. 593—600. — 1886, май, с. 8. — 1887, сентябрь, с. 146—155. — 1890, ноябрь, с. 364—438. Исторический вестник. — 1884, февраль, с. 341—345. — 1886, т. 26, с. 29—30. — 1887, декабрь, с. 8. — 1888, ноябрь, с. 9. — 1892, т. 49, с. 723. — 1895, февраль, с. 650. Христианское чтение. — СПб., 1871, декабрь, с. 82—83,109—110. — 1875, июль, с. 507—509. Православное обозрение. — 1863, февраль, с. 96. — — 1864, март, с. 153; апрель, с. 232—233; июнь, с. 109—110. — 1871, т. 3, с. 614—615. — 1873, т. 3, с. 593—594. — 1884, январь, с. 186; апрель, с. 813. Русский архив. — 1895, кн. 2, № 5, с. 77. — 1899, кн. 1, № 3, с. 427, 428, 668. — 1900, кн. 3, № 10, с. 236—237. — 1904, кн. 1, № 1, с. 109; кн. 2, № 8, с. 570. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. и 2 доп. т. — М., 1903—1912, доп. том 2, с. 359, 369—469. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 11, с. 49. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 775; т. 4, с. 1054. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 735—736, 547; т. 2, с. 2195, 2275, 2404. Большая энциклопедия.
Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний.
Под редакцией С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905, т. 8, с. 466. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 6, с. 396—398. Димитрий Муретов (Климент Иванович до пострижения) — доктор богословия, ректор Киев. дух. акад. (1840—56 г.), еписк. тульск. 1857, р. 1800, † 1883 г. 14 ноября. {Половцов}