Девятова Светлана Владимировна

(р. 10.07.1961) — спец. по религиоведению, филос. и методол. науки; д-р филос. наук, доц. Род. в Москве.

Окончила филос. ф-т МГУ (1983), асп. там же (1987). Работала ст. преп., доц.; с сентября 2000 — на должности проф. кафедры филос. и методол. науки естеств. ф-тов МГУ. Канд. дисс. — "Критический анализ современных теологических интерпретаций эволюции органической природы и антропогенеза" (1987). Докт. дисс. — "Современное христианство и наука" (1993). Д. исследует проблемы методол. науки, особенности совр. картины мира, взаимоотношения христ. религии и науки. В ее работах дается представление о формирующемся в христианстве направлении — теологической методол. религии и науки; показывается, что в рамках этого направления, характеризующегося сильно развитой рациональной компонентой, христианство развивается как религия динамичная и плюралистичная, способная успешно преодолевать догматизм и авторитаризм, широко ассимилируя достижения разных областей филос. и науки, решая задачу не только морального регулирования поведения людей, но и формирования у них мировоззрения на основе построения картины мира, обобщающей результаты как религ., так и научного его постижения.

Соч.: Естествознание и современное христианство.

М., 1990; Отношение религии к науке // Человек и общество.

М., 1991; Верю, чтобы знать. М., 1992; Творец, творение и наука // О первоначалах мира в науке и теологии.

СПб., 1993; Религия и наука: шаг к примирению? М., 1993; Философия и методология науки. [В соавт.]. М., 1996; Христианство и наука: от конфликту к конструктивному диалогу.

М., 1999. Делокаров, Кадырбеч Хаджумарович (р. 30.12.1939) — спец. по филос. вопросам физики и истории взаимоотношений филос. и естествознания; д-р филос. наук, проф. Род. в ауле Джерокай Кошехабльского р-на республики Адыгея.

Окончил физ.-матем. ф-т Адыгейского гос. пед. ин-та (1963) и асп. кафедры филос. МГПИ им. В.ИЛенина (1968). С 1968 по 1970 — ст. преп. кафедры филос. МГПИ им. В.ИЛенина.

С 1970 по 1988 — ст. н.с, затем вед. н. с. ИФ АН СССР. С 1988 по наст. вр. — проф. АОН — РАГС (1988—1992 АОН, Росс. академия управления — 1992—1994, Росс. академия гос. службы при Президенте РФ с 1994). Действ. чл. РАЕН, Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Росс. экол. академии, Адыгейской междунар. академии наук. В 1992—1994 зам. директора Гуманит. центра РАУ, в 1994—1996 и с 2000 по наст. вр. — зам. зав. кафедрой филос. РАГС по науч.-иссл. работе.

Канд. (1968) и докт. (1982) дисс. посвящены филос. проблемам некласс. физики, концепт. анализу специфики взаимодействия филос. и некласс. (релятивистской и квантовой механики) физики в отеч. и мировой науке. Д. исследовал особенности взаимодействия филос. и некласс. физики в культуре (преимущественно в сов. период отеч. истории); в этой связи ввел в науч. оборот и иссл. вклад в разработку филос.-методол. проблем некласс. науки труды репрессированных в 30-е гг. С.Ю.Семковского, С.Ф.Васильева, Б.М.Гессена и др. С т. зр. Д., различаются общефилос., общенауч. и частно-науч. методы; на этой основе им проанализирован методол. статус и роль регулятивных принципов физики (принципов соответствия, наблюдаемости, дополнительности) в структуре науч. знания, что привело к выводу о более сложной, чем принятая двухкомпонентная модель (теор. —эмпи-рич.) науч.-методол. знания, и выделении в некласс. науке спец. уровня, связанного с регулятивными принципами.

Выявлена специфика интерпретации классиками науки — И.Ньютоном, А.Эйнштейном, Н.Бором — функционирующих в культуре филос.-мировоззренч. представлений, что позволило показать особенности реин-терпретации филос. идей в процессе развития научного знания и более глубоком понимании физ. бытия. На основании концепт. анализа природы экол. и др. глоб. проблем изучены ценностно-мировоззренч. основания кризиса совр. цивилизации.

Согласно авт. установке, причина глоб. кризиса в прагматико-утилитарной интерпретации бытия, замене "быть" на "иметь", сциентиза-ции сущего, преобладании аналитизма и редукционизма, приводящего к расцепленности "Я" на "Я мыслю", "Я хочу", "Я верю", "Я чувствую" и их противопоставлению предлагается модель, способная вести к целостной личности, основанной на единстве "Я мыслю", "Я хочу", "Я верю" и "Я чувствую". По мнению Д., филос.-методол. проблематизация достижений синергетики позволила сделать важный шаг в преодолении объектного подхода к миру и учету целостности бытия. Д. — отв. ред. кн. "Глобализация и философия". М., 2001. Соч.: Философские проблемы теории относительности, М., 1973; Философия и современная физика.

М., 1975; Relativitatstheorie und Materialismus. Berlin., 1977; Исторический характер рациональности в научном познании // ФН. 1978. № 5; Б.М.Гессен и философские проблемы естествознания // В. АН СССР. 1978. № 12; Эйнштейн и Мах // Эйнштейн и философские проблемы физики XX в. М., 1979; Теория относительности и советская философская наука (историке-методологический анализ) // Эйнштейн и философские проблемы физики XX в. М., 1979; Материалистическая диалектика и теория относительности // ВФ. 1979. № 8; С.Ф.Васильев и разработка методологических проблем развития физики // Вопросы истории естествознания и техники. 1981. № 4; Проблемы философии и методологии науки в творчестве С.И.Вавилова // ВФ. 1981. № 3.; Методологические проблемы квантовой механики в советской философской науке. М., 1982; Философия и "Математические начала натуральной философии" И.Ньютона // Там же. 1987. № 12; Эйнштейн и квантовая механика // ФН. № 8. 1988; Философия и дискуссии между Эйнштейном и Бором по основам квантовой механики // Нильс Бор и наука XX века. Киев, 1988; Идеологизация марксистской философии в 30-е годы и некоторые ее последствия // Общественная мысль: исследования и публикации.

ВыпЛ. М., 1990; Философия и наука в СССР: история, теория, проблемы.

Пекин. 1990 (на китайском языке); Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 1994. № 2; Философия, идеология, наука: особенности взаимоотношений в условиях моноидеологизма // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования.

Вып.XX. Мысль и власть в эпоху моноидеологизма (Материалы дискуссии).

М., 1997; Рационализм и социосинер-гетика // Общественные науки и современность. 1997. № 1; Философия и человек в век глобальных проблем.

М., 1998; Философия образования в период социальных трансформаций. [В соавт.]. М., 1997; Философия и мегатенденции современной цивилизации. [В соавт.]. М., 1998; В поисках новой парадигмы.

Синергетика.

Философия.

Научная рациональность. [В соавт.]. М., 1999; Философия и наука: проблемы взаимодействия в советский период отечественной истории // Философия естествознания: Ретроспективный взгляд.

М., 2000; Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность.

М., 2000. № 6; Глобализация и проблемы устойчивости современного мира // Глобализация и философия.

М., 2001.