Даудов Василий Александрович
(Алимарцан Бабаев сын Даудов) — стольник и воевода XVII в., родом из Персии, родился около 1620 г. в персидском г. Испагани, по происхождению вероятно армянин, служил при дворе шаха персидского "по передней в стряпчих". Трудно сказать определенно, в чем собственно заключались его служебные обязанности; ясно только, что он был вхож ко двору, и ему, между прочим, поручались сношения с иностранными посольствами.
Так, в 1653 г. во время пребывания в Казмине (вероятно Казбин — персидский город к сев.-зап. от Тегерана) русского посольства с кн. Ив. Ив. Лобановым-Ростовским во главе (о посольстве этом см. Соловьев, История России, т. XII), Даудов был прислан от шаха с подарками.
Официальные отношения с посольством дали ему возможность коротко сойтись с князем и его товарищами и познакомиться с основами православной веры и с жизнью и нравами далекого русского государства. "Возлюбив православную веру", и отчасти вероятно соблазненный милостями царя Алексея Михайловича, ожидавшими его, как иностранца, в Москве, Даудов решил бежать в Россию сейчас же после ухода русского посольства и принять русское подданство.
Свое бегство и дальнейшую службу при московском дворе Даудов впоследствии описал в своей автобиографии, носящей название: "Выезд из Персии и службы стольника Василия Александровича Даудова, который выехал из города Казмина, а имя ему было Алимарцан Бабаев сын Даудов". План бегства был одобрен князем и приведен было в исполнение, но погоня, посланная шахом, отбила беглеца и в оковах отправила на родину, где, конечно, ожидало его жестокое наказание.
Однако, близ с. Келграна, где похоронен один из персидских царей, шах София, Даудов, согласно обычаю, не дозволявшему пропускать колодников вблизи гробниц персидских царей, был отбит жителями и выпущен на свободу.
После двухмесячного пребывания в Келгране Даудов при содействии местных жителей тайно пробрался в г. Ардовон, служивший также местом упокоения одного из шахов и потому пользовавшийся такою же привилегией, как и Келгран, оттуда в скором времени бежал к берегу Каспийского моря, где зимовало русское посольство, вместе с которым Даудов весною 1654 г. приехал в Россию.
По прибытии в Москву, Даудов, по приказу царя Алексея Михайловича, был отдан в Чудов монастырь на 6 недель "под начал" и 26 апреля 1654 г. крещен в православную веру и наречен Василием, по крестному отцу Александровичем, а затем определен на службу в посольский приказ толмачом, благодаря знанию восточных языков.
Эту должность Даудов занимал до 1667 г. С этого года начинается дипломатическая служба его. Вместе с дьяком Афанасием Нестеровым он был послан в этом году в Константинополь к султану, через Азов и Черное море, оттуда проехал в Адрианополь — тогдашнюю зимнюю резиденцию этого последнего; попутно Даудов посетил и многие другие города Турции.
В точности неизвестна цель этого посольства, хотя несомненно дело шло о положении православного духовенства в землях, подвластных Турции. "А послан был Афанасий Нестеров с товарищи в Царьград для великих государских дел и для вселенских патриархов", говорится в автобиографии.
Результаты посольства, однако, не удовлетворили, по-видимому, патриархов: александрийского — Паисия и антиохийского — Макария, и Даудов, возвращавшийся в Россию один, раньше своих товарищей, получил для передачи царю от обоих патриархов новые челобитные о возвращении им их патриарших престолов занятых самозванцами, и жалобы на притеснения со стороны турецких властей.
В 1669 г. Даудов уже во главе посольства снова был отправлен в Константинополь через Польшу и Валахию с грамотами Алексея Михайловича к султану.
На этот раз он добился успеха, получил аудиенцию и с такою энергиею поддерживал требования обиженных, что жалобы обоих патриархов были немедленно удовлетворены: самозванцы преданы анафеме, и собор, созванный по указу султана, утвердил обоих патриархов на местах.
Знание восточных языков, ум и дипломатические способности Даудова в скором времени обратили на него внимание московского двора, и почти до конца жизни видим мы его ведущим дипломатические сношения с Востоком; помимо исполнения возлагаемых на него дипломатических поручений, он с каждой поездкой вывозит из чужих стран русских пленных, которых тщательно переименовывает в своей автобиографии (См. "Выезд и проч."), заводит торговые сношения и содействует восточным купцам при ввозе их товаров в Россию.
Сам он окончательно сроднился со своим новым отечеством и 11 февраля 1683 г. женился на дочери Ф. Я. Уварова от которой имел сыновей Василия и Ивана. Первая жена Даудова неизвестна от нее он имел двух сыновей и дочь. За усердную службу он был часто награждаем деньгами и земельными угодьями так что к концу его жизни мы видим его владельцем довольно значительного, по тогдашнему времени, состояния.
Порядок получения им чинов выяснить невозможно: документы называют его иноземцем, кормовым иноземцем, дворянином, стольником и воеводою; стольником назван он в первый раз в актах 1692 г. В январе 1672 г. заключен был договор России с Польшей, по которому царь Алексей Михайлович обязывался, между прочим, послать грамоты к султану с убеждением не начинать войны с поляками; с этими грамотами был послан Даудов, которому, помимо этого, дано было секретно послание к азовским казакам, предписывавшее им по выходе русского посольства из Азова, взять приступом городские укрепления.
Поручение это было исполнено Даудовым, но излишняя поспешность казаков едва не погубила русского посла с товарищами.
Укрепления были частью разрушены, частью взяты казаками, а Д. и другие члены посольства, не успевши еще удалиться на приличное расстояние от города, были схвачены по приказу турецких властей, обвинены в подстрекательстве и едва не поплатились жизнью; к счастью, поднявшийся ветер с моря нагнал воду и, затопив лагерь казаков, заставил их прекратить осаду. Отпущенный, благодаря содействию азовского писаря, на свободу, Даудов с трудом, перенеся при переезде через Черное море жестокую бурю и всевозможные лишения, добрался до Константинополя, где его ждало назначенное султаном по доносу азовского воеводы зверское наказание; заступничество визиря, однако, избавило Даудова от кары со стороны разгневанного султана, и, передав свои грамоты, он невредимым вернулся в Москву.
Посольство это не имело успеха.
Вскоре после этого, в 1673 г., Даудов оставил службу в Посольском Приказе и назначен воеводой в Яренский городок (вологодской губ.). В 1675 г. снова призван в Москву и 28 февр. послан с царскими грамотами к ханам Хивинскому Анавша-Богодыру и Бухарскому Абдур-Асиза-Богодыру.
Помимо вывоза русских пленных, он имел, вероятно, какое-либо поручение, однако в своем "Выезде" об этом не упоминает, и цель его посольства остается неизвестною.
После трудного путешествия по степям и пустыням, полного опасностей и тяжелых лишений, Даудов в октябре 1675 г. прибыл в Хиву, а 21 января 1676 г. в Бухару.
На обратном пути в Россию, в Гурьеве-городке, Даудов с партией русских пленных и несколькими хивинскими и бухарскими купцами подвергся нападению со стороны азовского разбойника Васьки Касимова.
Едва избежав смертной казни и потеряв большую часть своего имущества, злополучный посол после кратковременного плена был отпущен на свободу и в октябре 1678 г. вернулся в Москву. (См. "Историю России" Соловьева, т. XIII, стр. 298). В декабре того же года, чтобы предупредить нашествие султана и хана на Украйну, Даудов снова был послан к султану Магомету с царской грамотой, в которой предлагалось восстановить прежние дружественные отношения султана с Россией; патриарх Иоаким в свою очередь отправил грамоту подобного же содержания к муфтию.
Как видно из наказа, Даудов должен был отправиться на Севск, Батурин, а затем малороссийскими городами, через Молдавию и Валахию, минуя города польского короля.
В Батурине Даудову велено передать грамоты гетману войска запорожского, Самойловичу, в Молдавии и Валахии — тамошним господарям.
Встретив некоторые затруднения и препятствия со стороны Каневского сотника Юрия Хмельницкого в Переяславле, Даудов, изменив несколько маршрут и проехав польскими городами, благополучно прибыл в Константинополь; оттуда уже 29-го июля 1680 г. выехал восвояси на Каменец и Лихвин и в октябре был в Москве.
В конце 1680 г. Даудов был назначен воеводой в Чаранде на оз. Воже; в 1687 г. участвовал в походах кн. Вас. Вас. Голицына и служил в войске вместе с сыном Петром.
В 1688 г. назначен воеводой в г. Скопине (ныне уездн. гор. рязанской губ.). О деятельности Даудова, как воеводы и градоправителя, документы говорят к сожалению очень мало; известно лишь, что 15 мая 1688 г. Даудов получил из Москвы похвальную грамоту за исправную и быструю посылку царских доходов из своего города ко двору; известен и еще один документ (см. Селифонтов), из которого видно, что 10 июля 1689 г. на Даудова подана была царю стрелецким пятидесятником Жмуркиным, да двумя скопинскими посадскими жалоба на жестокое обращение, незаконные поборы и лихоимство, и, по указу царевичей Петра и Иоанна, он должен был в сентябре того же года сдать город присланному из Москвы дьяку Льву Протопопову, которому было поручено произвести по жалобе дознание.
Дознание, однако, обнаружило невиновность Даудова и окончилось оправданием его и наказанием доносчиков; впрочем, города он обратно уже не получил и в 1690 г. ему велено было ехать на Терек; можно полагать, что поездка эта имела целью возвращение в Россию русских раскольников, хотя и нет на это прямых указаний.
Даудов, находившийся уже в преклонных летах, подал челобитную об отставке, в которой указывал на свой возраст, расстроенное здоровье, расшатанное многочисленными путешествиями, полными опасностей и лишений, на важные заслуги свои перед царским правительством, — но все было напрасно, и в ответ на свою челобитную он получил проездную грамоту на Терек; однако туда, по-видимому, не ездил, так как ни в автобиографии, в которой он старательно перечисляет все свои "службы" московскому царю, ни в челобитной об отставке, поданной позже, где он указывает на свои путешествия, нет никаких указаний на эту поездку.
В 1691 г. Даудов подал челобитную о назначении его воеводой в Ряжск, получил согласие, но был ли в Ряжске — об этом документы умалчивают. 24 февраля 1695 г. Даудов наконец освобожден был от службы, но, несмотря на это, указом царя Петра Алексеевича 1696 г. снова послан на Азов и в Царьград.
Цель последнего посольства, а равно и время возвращения в Россию — неизвестны.
Этим посольством заканчивается трудная и продолжительная служба Даудова на дипломатическом и административном поприще.
Он умер в глубокой старости в 1701 г. Моск. Арх. М. И. Дел, Дела турецкие, кн. 18, 19. Энциклопедический словарь Брокгауза. — "История России" Соловьева, XII, XIII. — Селифонтов.
Очерк служебной деятельности и домашней жизни В. А. Даудова.
Изд. Археограф.
Ком. СПб. 1871. — Автобиография стольника В. А. Даудова XVII века. "Русск. Арх." 1889, II, стр. 5. Отзыв в "Русской Мысли" 1889 г. № 9. Библиограф. отд. — Протопопов.
Яренские воеводы (с 1600 по 1700 г.). "Вологодские Губ. Ведомости" 1849 г. № 38, часть неоф. О роде Д. см. Долгорукова.
Родословн. кн. 4. Общ. Гербовн. IV. В. Власов. {Половцов} Даудов, Василий Александрович — стольник и воевода XVII в. Алимарцал Бабаев (его первоначальное имя) родился в 1620 г. в Испагани и служил сначала у персидского шаха. В 1654 г. его привез в Москву кн. Лобанов-Ростовский, бывший послом у шаха; в том же году он был крещен и определен в посольский приказ, где в качестве толмача состоял до 1667 г. В 1667, 1669, 1672 и 1679 г. его посылали в Константинополь.
В 1676 г. он ездил посланником в Бухару и Хиву. Участвовал в походах Троицком 1683 г. и Крымском 1687 г.; в 1696 г., несмотря на данную ему в 1695 г. отставку, был толмачом под Азовом.
Кроме того, Д. состоял воеводой: в 1674 г. в Яренске, в 1680 г. — в г. Чаронде (на озере Воже), в 1688 г. — в г. Окопине.
Ср. Н. Селифонтов, "Очерк служебной дятельности и домашней жизни стольника в воеводы XVII ст. В. А. Даудова". В. Рудаков. {Брокгауз}