Данилов Кирша (Кирилл)
— предполагаемый составитель носящего его имя сборника былин и песен. Биография его совершенно неизвестна.
Попытки исследователей извлечь из содержания сборника какой-либо биографический материал оканчивались неудачей, и хотя в различных энциклопедических словарях (Плюшара, Березина и др.) и сообщается якобы его биография, вроде того, что он был малороссийский казак, родился около Киева в XIII ст. (в конце), жил долгое время в Сибири и там собирал и сочинял песни, но все это слишком мало обосновано и гадательно.
Неизвестно даже ему ли принадлежит само собрание песен, так как лишь первый издатель сборника, Якубович, видел на заглавном листе имя Кирши Данилова (затем этот лист потерялся), да в одной из песен встречается упоминание о "похмельном молодце Кирилле Данилове". Поэтому вопрос о принадлежности сборника Кирше Данилову остается открытым; во всяком случае он был лишь собирателем песен, а не сочинителем, как думал Калайдович.
Более известна любопытная история его рукописи.
Сама рукопись написана в лист на 202 стр., скорописью, четким почерком, без знаков препинания и без разделения на стихи. Над каждой песней помещены ноты для игры на скрипке.
Всех песен около семидесяти, большая часть из них былины и исторические песни, значительно меньшая шуточные и сатирические стихотворения.
Списан этот сборник был, по словам Калайдовича, в конце первой половины XVIII ст. для известного владельца заводами на Урале, Демидова, от него рукопись перешла к Хозикову, а тот передал ее почт-директору Ключареву, который и поручил издать ее служившему под его начальством Якубовичу.
Якубович выбрал "лучшие, по его мнению, стихотворения" и издал их в 1804 г. в Москве, под заглавием: "Древние Российские Стихотворения". Остальные он предполагал издать после, во второй части, но обстоятельства помешали этому. Издание вследствие этого вышло неполным и притом было слишком неточно, так как Якубович не задумывался "исправлять" орфографию песен. В 1816 г. известный любитель древностей, гр. Н. П. Румянцев приобрел эту рукопись в собственность, и через два года она была издана Калайдовичем, под его редакцией и с обширным предисловием под заглавием "Древние Российские Стихотворения, собранные Киршею Даниловым", и вторично издана, с прибавлением тридцати пяти песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева.
М. 1818 г. Это издание тоже нельзя назвать полным, так как автор сборника, по словам его издателя, "пресыщенный дарами Бахуса и мечтаниями о сладострастных вакханках, терял соверженно уважение к стыдливости". Поэтому, кроме отдельных пропусков, Калайдович выкинул вовсе девять песен: семь — по их непристойному содержанию и две по "неприличному смешению духовного со светским". Несмотря на свою неполноту и на не совсем удачные исправления, сделанные кое-где издателем, это издание для последующих исследователей имело огромную важность, так как рукопись вскоре бесследно пропала.
Последующие издания сборника могли быть поэтому лишь перепечаткой издания Калайдовича.
Таковы были "Древние Российские Стихотворения, собранные Киршею Даниловым"! Издание третье комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при Московском Главном Архиве Министерства Иностр.
Дел М. 1878 и "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым", изд. Суворина (Дешевая Библиотека № 237). Исследователи давно примирились уже с потерей рукописи, когда счастливый случай помог найти ее. В 1894 г. заведовающий земскими школами Богородицкого уезд. Тульской губ., M. B. Чехов, приводя в порядок библиотеку гр. M. P. Долгорукова, нашел рукописный сборник К. Данилова, исчезнувший пятьдесят с лишком лет тому назад. В библиотеку кн. Долгорукова он попал вероятно следующим образом.
Кн. Долгоруков приходится внуком Малиновского, бывшего человеком близким к Румянцеву.
По всей вероятности, Малиновский взял его из библиотеки Румянцева и потом рукопись у него так и осталась.
Что это действительно, та самая рукопись, которую издавали Якубович и Калайдович видно из надписи наверху 98 л. рукой Калайдовича "Подарок прокур.
Степановым К. Калайдович", к тому же и внешность ее вполне совпадает с описанием Калайдовича.
Первое исследование над вновь найденной рукописью сделал П. П. Шеффер и в своей "Заметке о сборнике Кирши Данилова" он дал несколько новых данных.
Прежде всего точно установлен год, ранее которого этот сборник не мог быть написан; это 1780 и 1781 года, как видно из водяного знака бумаги, на которой написана большая часть сборника (отдельные песни записаны, впрочем, ранее, так как уже в 1786 г. Демидов послал известному историку Миллеру, по его просьбе, одну песню, которая в неизменном виде находится и в сборнике К. Данилова).
Далее, это несомненно копия, а не оригинал, как думали раньше, потому что невозможно так гладко и таким почерком записать песню со слов певца. К тому же ноты сильно переиначены.
Несомненно, их механически переписывал человек, совершенно незнакомый с музыкой.
Несмотря на то, что "стихотворения" К. Данилова изданы около ста лет тому назад и что после них появился целый ряд гораздо более полных сборников Киреевского, Рыбникова, Гильфердинга и др., они и до сих пор не утратили своей ценности, а в свое время имели несомненно огромное значение, как единственный памятник нашего народного эпоса, не подвергшийся переделкам и искажениям, которые были так обычны в то время. Статей, посвященных специально сборнику К. Данилова нет, исключая упомянутой статьи г. П. Шеффера "Заметка о сборнике К. Данилова" (Изв. И. Ак. H. по II отд. 1897, кн. І). Более или менее подробно упоминается о "сборнике" во всех курсах по истории русской литературы, а также в следующих отдельных статьях В. Г. Белинского "Русская Народная Поэзия", т. II, стр. 295—476. Изд. Павленкова 1896 г. А. Н. Пыпин. "История русск. этногр." т. I. С.-Петербург. 1890 г. стр. 226—230. Миллер Вс. "Географическое распределение былин" (Ж. М. Н. 1894 г. кн. V), Перетц "Малорусск. вирши и песни в записях XVI — ХVІІ в. (Изв. Имп. Ак. Н. 1899 г., кн. III стр. 869—938), Лобода "Русский богатырский эпос" (Киевские Унив. Изв. 1896 г. кн. IV). Сахаров. "Сказания русского народа" т. I. 1843 г. стр. 29 — и далее. — Заметка Л. Майкова о 3 издании (Журн. Мин. Нар. Пp. 1878 г. т. 199). Н. Чехов. Любопытная находка (Живая Старина 1894 г. вып. II). Биографии Кирши Данилова помещены в следующих словарях: Брокгауза и Ефрона, т. X, стр. 84. Плюшар, т. XV, стр. 326, Березина т. II, стр. 82. Толя т. І, стр. 791. Н. И. {Половцов} Данилов, Кирша (Кирилл) — Имя Кирши Данилова связано, без достаточных оснований, со сборником былин и исторических песен, записанных в прошлом столетии.
По капитальному интересу, который представляет этот сборник для изучения русского эпоса — и особенно представлял прежде, до появления других обширных сборников, изданных в 60-х годах, — открытие его может считаться таким же крупным в научном отношении событием, как находка Слова о Полку Игореве, изданного лишь 4-мя годами раньше.
Любопытно, что рукописи того и другого произведения постигла одинаковая судьба: обе утратились бесследно.
Сборник Д. был издан очень плохо в первый раз в 1804 г. и притом не весь (только 26 стихотворений из 70), без имени издателя (Якубовича) и без всяких сведений о происхождении рукописи.
Но интерес к этому памятнику был настолько возбужден, что в 1818 г. явилось уже вполне удовлетворительное издание, сделанное по поручению канцлера графа Н. П. Румянцева известным Калайдовичем.
Заглавие издания: "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Д. и вторично изданные, с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева" (Москва 1818). В предисловии Калайдович сообщает, что сборник был списан лет за 70 перед тем для известного богача П. А. Демидова, у которого и хранился до его смерти.
Затем рукопись была по поручению моск. почт-директ.
Ключарева, которому в то время принадлежала, издана А. Якубовичем в 1804 г. Составление сборника песен приписывается Калайдовичем Кирше Д. на том основании, что, по уверению Якубовича, имя Кирши стояло на первом потерявшемся листе рукописи сборника.
Кто был этот Кирилл Данилович — неизвестно, и гадания Калайдовича, который считает его казаком и даже старается определить из указаний песен место его рождения и пребывания, не имеют твердой почвы. По свидетельству Калайдовича, рукопись сборника была "писана в лист, на 202 страницах, скорописью, без наблюдения орфографии и без разделения стихов". Но если стихи были написаны сплошь, то несомненно, однако, составитель сборника их различал слухом, так как над каждой песнью для игры на скрипке приложены ноты (мотивы).
Высказывая далее предположение, что песни для Демидова были списаны (т. е. с готового оригинала), а не записаны со слов, Калайдович находит вероятным, что "собиратель древних стихотворений должен принадлежать к первым десятилетиям XVIII в. Однако доказательства, почерпаемые Калайдовичем для этого предположения из текста песен, не имеют значения, а письмо Прокофия Демидова к историку Гергарду-Фридриху Миллеру, относящееся к 1768 г. и изд. по подлиннику Шевыревым в "Москвитянине" (1854, №№ 1 и 2), дает основание думать, что сборник, приписываемый Кирше Данилову, был в 60-х гг. XVIII в. составлен с голоса "сибирских людей" по заказу Прокофия Демидова.
Помимо высокого научного интереса содержания песен сборника, самая запись их представляет исключение среди других дошедших до нас старинных записей былин. В ней сохранен довольно отчетливо эпический стих, хотя она и писана сплошными строками.
Другие песенные записи XVIII в. не выдерживают стихов и перелагают их в прозаическую речь. Вместе с тем в них заметны значительные подправки и обороты в книжном стиле: только местами удается восстановить по нескольку стихов.
Соответственно прозаической форме, эти записи былин носят и книжные названия: "Повесть", "Сказание" и даже "Гистория". Вс. Миллер. {Брокгауз}