Дамаев Василий Петрович
[7(19).4.1878, станица Отрадная, ныне Краснодар. края — 11.10. 1932, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор) и камерный певец. Род. в крестьянской семье, был пастухом.
В детстве сам научился играть на скрипке, пел в церковном хоре. В 16 лет организовал любительский духовный хор в Отрадной (впоследствии этот хор выступал в Майкопе и Армавире).
С 1895 жил в Майкопе, откуда, при поддержке страстного любителя пения и т-ра И. Гара, уехал в Москву.
Здесь с 1903 брал уроки пения у А. Успенского и пел в церковном хоре. В 1904—05 учился в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. М. Медведева), позднее продолжал заниматься пением у А. Успенского.
В 1906 был принят в моск. труппу Оперы С. Зимина, где свои первые оперные партии готовил под рук. режиссера П. Оленина и дирижера Э. Купера. 31 авг. 1908 дебютировал в партии Самозванца на сцене этого т-ра, где выступал до 1920. В 1921—22 пел в опере "Наш театр", в 1922—24 — в т-ре "Аквариум" (с 1926 возглавлял труппу этого т-ра) и в "Свободной опере Зимина". В 1928—30 худож. рук. и солист передвижной Моск. обл. оперы, с к-рой гастролировал в Барнауле, Архангельске, Рязани и Туле. В 1909, 1911 и 1913 по приглашению С. Дягилева (называющего певца "русским Таманьо") выступал в партиях Самозванца, Андрея Хованского и Михайло Тучи в "Рус. сезонах" в Париже и Лондоне.
В 1913 гастролировал также в Монте-Карло. Обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы, абсолютным слухом и феноменальной муз. памятью.
В период сцен. деят-ти в Опере С. Зимина эпизодически занимался вокалом с Ф. Канцель.
Однако эти занятия неблагоприятно отразились на качестве его голоса (потеря голосовой мощи и появление излишней форсировки звука). Не владея профессиональным актер. мастерством, покорял слушателей искренностью и эмоциональностью исп. Репертуар певца включал св. 50 партий (особенно ему удавались рус. нар. образы). 1-й исп. партий: в Москве — Рувима ("Руфь"), Педро ("Долина"), Ореста ("Орестея"); на рус. сцене — Джонсона ("Девушка с Запада"), Вальтера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Париже и Лондоне — Михайло Тучи ("Псковитянка", 3-я ред., 13 мая 1909, т-р Шатле, п/у Н. Черепнина; 25 июня 1913, т-р "Друри-Лейн", п/у Э. Купера).
Лучшие партии: Торопка, Андрей Морозов, Садко, Михайло Туча, Левко ("Майская ночь"), Хозе ("Кармен"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Рауль Радамес, Канио, Каварадосси.
Др. партии: Собинин, Ахиор, Самозванец, Гвидон ("Золотой петушок"), Орест ("Орестея"), Герман;
Рудольф ("Богема"), Самсон.
Партнеры: П. Андреев, М. Бриан, М. Гай, А. Добровольская, С. Друзякина, В. Люце, В. Петрова-Званцева.
Н. Сперанский, Ф. Шаляпин.
Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, И. Палицына, Е. Плотникова, Ю. Славинского.
В 1906 состоялся первый концерт певца, в к-ром он исп. рус. романсы и нар. песни. Часто концертировал в городах России — Орле, Рязани Ярославле, Смоленске, Харькове, Тамбове, Саратове.
Весной 1910 вместе с С. Кусевицким и А. Скрябиным совершил конц. поездку по Волге. Ежегодно устраивал концерты в Большом т-ре (Москва), готовил концерты старинной рус. песни (в зале Дворянского собрания), в 1908—09 гастролировал с концертами в Сочи. В камерном репертуаре преобладали романсы рус. композиторов и нар. песни. После 1917 неоднократно выступал перед рабочими и красноармейцами.
Талант певца высоко ценили Н. Кашкин, А. Нежданова (назвавшая арт. "блестящим русским певцом"), С. Рахманинов, Ю. Сахновский, Шаляпин. 1931—32 работал в ГЦТМ. Записывался на грампластинки (ок. 40 произв.) в Москве ("Бека", 1905; "Граммофон", 1910—14; "Пате", 1911). На родине певца организован посвященный ему нар. музей. Соч.: Как я сделался артистом // Театр. 1911. № 979. С. 6—7. Лит.: Приходько Г. Василий Петрович Дамаев. (К 80-летию со дня рождения певца) // Кубань (Краснодар). 1960. № 4. С. 50—51; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 347; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 46—48, 51, 55; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 297, 324, 460; Худолей Л. Чудо-богатыри // Театр. жизнь. 1971. № 2. С. 31; Марков В. В опере С. И. Зимина // Музыкальное наследство. — М., 1976. Т. IV. С. 160—164; Боровский В. Московская опера С. Зимина. — М., 1977. С. 120—121; Белкин А. М. Русский самородок: Жизнь и творчество русского оперного певца В. П. Дамаева. — Краснодар. 1980; Беляков Б. Н., Блинова В. Г., Бордюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком. — Горький, 1980. С. 78; Марков П. А. Книга воспоминаний. — М., 1983. С. 339. 340, 502, 534, 535; Бардадым В. П. Театральный листок: Этюды театральной жизни. — Краснодар. 1984. С. 44 51.