Цыплетевы

— старинный род, происходящий будто бы от Рюрика и князей Смоленских (через Монастыревых).

Несмотря на такое знатное происхождение, представители этого рода не стояли высоко в служебной иерархии и в XVI веке многие из них были дьяками; в этом звании особенно прославили себя трое Цыплетевых: Иван Дмитриевич, сын его Елизар Иванович и внук Иван Елизарович.

Эти Цыплетевы в посольских книгах называются "дьяками великими". О первом из них, Иване Дмитриевиче, известно только, что он был дьяком князя Михаила Андреевича Верейского; зато о сыне и внуке его сохранились более подробные сведения.

Елизар Иванович — думный разрядный дьяк, в первый раз встречается в 1506 г. в качестве пристава при послах и, начиная с этого времени, имя его попадается беспрестанно, в продолжение почти сорока лет, при описаниях событий того времени, сперва в качестве пристава, а потом только как дьяка. Так, в 1510 г. он вместе с дьяком Третьяком Далматовым приводил псковичей к крестному целованию; как дьяк участвовал в Смоленском походе 1513—1514 гг., в 1514 г. присутствовал при приеме Камала — посла турецкого султана Селима I, и затем в течение многих лет упоминается при приемах послов.

В 1526 г. он был отправлен, вместе с Иваном Васильевичем Ляцким, с посольством в Литву и к польскому королю Сигизмунду Казимировичу; в том же году "у саней собирал детей боярских" на свадьбе Великого князя Василия Ивановича.

В 1533 г. он — в числе немногих опытных и приближенных к Великому Князю лиц — был приглашен в думу, собранную умирающим Василием Ивановичем для предсмертных распоряжений.

В малолетство Грозного он еще встречается при приемах послов, но вскоре деятельность его прекращается (около 1542 г.) и он уступает дорогу сыну, который с этого времени и начинает возвышаться.

Елизар Иванович упоминается в переписке Грозного с князем Курбским;

Грозный упрекает Курбского в том, что дед его Михайло Тучков "на преставление матери нашей, великия царицы Елены, дьяку нашему Елизару Цыплятеву многая надменная словеса изрече". Иван Елизарович — думный разрядный дьяк, при жизни своего отца вовсе не упоминается в документах, но зато в 1549 г. он уже стоит во главе дьяков и подписывается под указом о разрядах воевод в качестве думного разрядного дьяка. В 1556 г. Цыплетев упоминается в списке дьяков, бывших с государем, и управляет Посольским приказом.

В 1555 г. при его участии составлена была государева родословная книга, состоящая из сорока трех глав и заканчивающаяся родом Адашевых, при этом подлинный Государев родословец и Государева разрядная называются "Елизаровскими". Перед смертью Иван Елизарович постригся в монахи, приняв, так же как и его отец, имя Евфимия.

Замечательно, что и сын Ивана Елизаровича принял монашество с тем же самым именем.

После Ивана Елизаровича осталось большое состояние, начало которому положили его отец и дед: записи в кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря подробно знакомят с размерами этого состояния.

Лихачев, "Разрядные дьяки", СПб., 1888. — Лихачев, "Ответ суровому критику", Москва, 1890. — Собрание Государственных грамот и договоров. — Карамзин, "История Государства Российского", т. VII, прим. 321. — Сборник Муханова. — Сборник Имп. Русского Исторического Общества, т. XXXV, стр. 480, 511, 575, 624, 714, 719, 731, 732—760, 764, 769, 776; т. LIX, стр. 46—50, 65, 66, 70, 71, 76, 146, 152—153, 163, 196; т. LXIX, стр. 96, 787—795, 847—859. — Акты исторические, т. I, стр. 182. — Временник Московского Общ. Истории и Древностей Российских, т. V, стр. 23 (в летописце Норманского). — Соловьев, "История России", т. V, стр. 413; т. VI, стр. 218. — Опыт трудов Вольного Российского Собрания, т. II, стр. 94. — Царственная книга, СПб., 1769 г., стр. 7. — Акты археографической экспедиции, т. I, стр. 344. — Сказания князя Курбского, изд. 2-ое, 1842 г. (Устрялова), ч. I, стр. 178. — Маркевич, "История местничества". — Маркевич, "О местничестве". Б. Еловский. {Половцов}