Чупрынников Митрофан Михайлович
[3(15). 4. 1866, Воронеж. губ. —13(26). 5. 1918, Петроград] — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец и педагог.
Род. в семье священника.
С детских лет играл на скрипке.
Работал маляром.
В 1887 (в нек-рых источ. 1893) — 94 обучался игре на гобое и пению в Моск. конс. (кл. Э. Тальябуэ, затем у Е. Лавровской), к-рую окончил с малой серебряной медалью.
В 1894 дебютировал в партиях Фауста ("Фауст") и Ленского на сцене петерб.
Михайловского т-ра, после чего был принят в труппу петерб.
Мариинского т-ра, где выступал до 1914. С большим успехом гастролировал в Праге (лето 1900, в составе рус. оперных артистов, организованных М. Долиной, — в операх "Жизнь за царя" М. Глинки, "Русалка" А. Даргомыжского, "Евгений Онегин") и Париже (1908, "Рус. сезон", антр. С. Дягилева, т-р "Гранд-Опера"; выступил в партии Юродивого).
Обладал небольшим, подвижным голосом, развитым дыханием.
Певцу были близки лирич. и характерные партии. 1-й исп. партий: Черта ("Ночь перед Рождеством"), Монтана ("Сервилия"); в Мариинском т-ре — Индийского гостя ("Садко"), Дона Базилио ("Свадьба Фигаро"), Джаккино ("Фиделио"), Франца ("Сказки Гофмана"); на рус. сцене — Миме ("Золото Рейна"), Витека ("Далибор"). Лучшие партии: Владимир Игоревич, Вагоа, Синодал.
Индийский гость, Берендей.
Др. партии: Баян, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Ерошка, Сакус, Фераморс, Княжой дурак, Лыков, Бобыль, Левко ("Майская ночь"), Школьный учитель ("Черевички"), Раймонд ("Орлеанская дева"), Беппо ("Корделия"), Жарков (один из первых исп., чередовался с Г. Угриновичем), Народный певец; Дон Оттавио, Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фентон ("Виндзорские кумушки"), Эльвино.
Партнеры: А. М. Давыдов, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, Ф. Литвин, Ф. Шаляпин.
Пел п/у А. Аренского, Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Э. Крушевского, Н. Малько, Э. Направника: Ч. был известным камерным певцом.
Начиная с 1892 выступал я концертах.
Исп. сольные партии в кантату D-dur № 80 И. С. Баха, оратории "Сотворение мира" И. Гайдна (1-й исп. в Mоскве, 20 марта 1898 п/у В. Сафонова), 9-й симфонии Л. Бет-ховена, симфонии "Фауст" Ф. Листа, симфонической поэме "Иоанна д''Арк" М. Мошковского, романсы А. Бородина, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, Направника, а также рус. нар. песни. Певцу посвящали свои произв.
Н. Римский-Корсаков (романс "Тихо море голубое", ор. 50 № 3, 1897), А. Глазунов (романс "Нереида", ор. 60 № 3, 1898), С Ляпунов (5 квартетов на нар. темы, ор. 47, 1912). О. Ножина (романс "Вечір тихий"), А. Аренский (романс "Давно ли под волшебные звуки"). В 1896—1915 выступал в составе "Первого рус. мужского вокального квартета" (был одним из его основателей совместно с братьями Кедровыми и Н. Сафоновым; позднее в состав квартета вошли В. Касторский и В. Лосский).
Квартет гастролировал в Москве, Н. Новгороде (1913), Казани (1914), Одессе (1914), с 1908 — во Франции и Англии.
Талант певца высоко ценил П. Чайковский.
В 1907—18 преподавал в Петерб. конc. (с 1913 проф.). Среди его учеников — Е. Талонкина, И. Талмазян, Б. Хансон.
Ч. был другом М. Горького.
Записывался на грампластинки (91 произв. — арии, романсы, дуэты, рус. нар. песни и квартеты) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1899; "Граммофон", 1903, 1906—09; "Зонофон", 1907; "Пате", 1909, 1911). в Англии в составе квартета (вместе с Ф. Шаляпиным).
Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. Вып. 1, 2. С. 73; Свиpиденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 134—135; Ее же. Русская опера в Мариинском театре за 25 лет // РМГ. 1912. № 5. С. 29; Брешко-Брешковский Н. Искусство и художники // Петерб. дневник театрала. 1905. № 13. С. 4; М. М. Чупрынников. (Некролог)//Театр и искусство. 1918. № 18—19. С. 192; Старк Э. (Зигфрид).
Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С 136—138; [Письмо Е. А. Лавровской к Э. Ф. Направнику! // Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Сост., автор вступ-ст. и примеч.
Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959. С. 354—355; Pовнеp В. Два вокальных квартета//Муз. жизнь. 1976. № 22.