Чернышев Алексей Филиппович
— академик, родился в 1824 г. в гор. Оренбурге, в семье из податного сословия (в формулярном списке он показан происхождением из солдатских детей). С раннего детства у него появилась страсть к рисованию.
Первыми учителями рисования у него были сначала старик-иконописец, а потом один из его родственников.
В 1841 г., благодаря В. А. Перовскому, бывшему генерал-губернатором Оренбургского края, Чернышеву удалось уехать в Петербург и поступить в Академию художеств.
Там он скоро обратил на себя внимание как недюжинный талант, что помогло ему сделаться стипендиатом общества поощрения художников.
В период 1848—1851 гг. Чернышев получил две серебряные и две золотые медали от Академии художеств.
Сверх того, в бытность свою в академии он неоднократно, за представление своих работ, получал подарки от Государя Императора, Государыни Императрицы и Наследника Цесаревича.
В 1853 г. он, будучи уже придворным рисовальщиком, был отправлен за границу пансионером академии.
Вскоре после отъезда Чернышев заболел нервным расстройством, сопряженным с болезнью глаз. Несмотря на все старания, вылечиться ему не удалось.
В Петербург он вернулся в 1860 г. совсем больным, так что почти не работал.
Болезнь самым губительным образом отразилась на его творческой деятельности.
Зимой 1862 г. Чернышев был помещен в психиатрическую больницу Штейна, где и скончался 7-го мая 1863 г. от размягчения мозга. Как художник Чернышев известен своими картинами из домашнего и народного быта. Из произведений его наиболее выдаются следующие: "Отъезд", "Обручение", "Шарманщик", "Домашняя сцена из простого быта в Финляндии", "Прощание офицера с семейством", "Рыбный рынок в Бретани", "Разбойники в Террагине", "Портрет Черносвитова", "Благословение родителями дочери на брак в присутствии родных". За последнюю картину Чернышев получил звание классного художника, а за картину "Нормандские рыбаки" — звание академика.
Кроме того, Чернышев исполнил массу рисунков для частных коллекций и альбомов. "С.-Петербургские Ведомости", 1863 г., № 116; Петров, "Материалы для истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования", т. III, стр. 110, 145, 164; Каталог выставки Императорской Академии художеств за 1861 г.; Месяцеслов на 1864 г. {Половцов} Чернышев, Алексей Филиппович (1824—1863) — живописец жанрист, сын оренбургского мещанина; еще в детстве упражнялся в рисовании под руководством сперва старика-иконописца, а потом — одного из своих родственников.
Начальник Оренбургского края В. А. Перовский, обратив внимание на 17-тилетнего юношу, отправил его в 1841 г. в СПб. и способствовал ему поступить в академию художеств пенсионером общества поощрения художников.
В академии Ч. был учеником профессора M. H. Воробьева и вначале занимался пейзажем, но затем обратился к изображению бытовых сцен. С 1848 г. развитие его дарования быстро двинулось вперед: получив в этом году малую серебряную медаль за "Вид в Финляндии", он через год после того был награжден большой такой же медалью за "Домашнюю сцену из финляндской простонародной жизни", а еще через год удостоен малой золотой медали за картину "Прощанье уезжающего офицера с его семейством" и, наконец, в 1851 г. выпущен из академии со званием классного художника и большой золотой медалью, присужденными ему за написанную по программе картину "Обручение". Все эти произведения, а также картина "Шарманщик", находившаяся на академической выставке 1852 г. (теперь она в московском Публичном музее), в особенности же занимательные, бойкие изящные рисунки Ч., выказывавшие его ум и тонкую наблюдательность и расходившиеся в большом количестве по альбомам Высочайших особ и любителей художеств (они приобрели ему звание придворного рисовальщика с жалованием по 600 руб. в год), позволяли ожидать от него в будущем произведений еще более мастерских.
К прискорбию, эти ожидания не оправдались.
Как питомец академии, удостоенный большой золотой медали, Ч. в 1853 г. отправился для дальнейшего своего усовершенствования в Италию с содержанием от правительства и поселился в Риме. Здесь он продолжал трудиться, но уже не с прежними усидчивостью и успехом.
Причиной тому — начало постигшей его тяжкой болезни — размягчения мозга. Удручаемый ипохондрией, ослаблением зрения и ревматическими болями, он искал исцеления в Вене, на севере Франции и в Швейцарии, но напрасно: недуг неудержимо подтачивал его натуру и вместе с тем убивал его дарование.
Исполненные в чужих краях картины Ч., "Римские пифферари перед Мадонной" (находится в московском Публичном музее), "Нападение итальянских бандитов на дилижанс", "Рыбный рынок в Бретани" и др. были значительно слабее его прежних работ. Несмотря на то, академия, до возвращения его в 1860 г. из-за границы, возвела его за них в звание академика.
После того он все более и более утрачивал способность к труду и, постепенно угасая, был, наконец помещен в петербургское заведение Штейна для душевнобольных, где и умер. {Брокгауз} Чернышев, Алексей Филиппович академик исторической и портретной живописи, со 2 сентября 1860 (материалы Петрова).
Грифонаж (лист в вышину); внизу, во всю ширину, пейзаж; вверху: голова в профиль, крестьянин в рост, голова монахини, профиль монахини, поясное изображение старика, лицо старика в шляпе и профиль молодой монахини; подпись: "Чернышев | 1845. Ак. | 1845" (y E.H. Тевяшова). {Ровинский} Чернышев, Алексей Филиппович бывший пенсионер и академик живоп. бытов. сцен И. А. X.; р. 1827 г. † 7 мая 1863 г. {Половцов}