Чернов Аркадий Яковлевич
— известный русский оперный певец-баритон; род. в 1858 г. Восемнадцати лет Ч. поступил в труппу Новикова, в Таганроге, но вскоре перешел в оперетку, где стал пользоваться большим успехом.
Стремясь, однако, к более серьезным задачам, Ч. начал изучать пение у профессора спб. консерватории Габеля, затем уехал в Италию, где занимался у Джиральдони, и выступил на сцене в Милане.
Позже пел в Венеции, а в 1888 г. был приглашен на спб. Императорскую оперную сцену, где и пел с успехом до 1898 г. Особенно удавались ему партии Мефистофеля в "Фаусте", Яго в "Отелло", Вильгельма Телля и Фальстафа.
Нередко он гастролировал в Киеве, Одессе, Ростове, Казани и др. городах. {Брокгауз} Чернов, Аркадий Яковлевич (дополнение к статье) — русский оперный певец; умер в 1904 г. {Брокгауз} Чернов, Аркадий Яковлевич — хороший оперный певец (баритон), род. 1858 на юге России, ум. 29 марта 1904 в СПб. (умалишенным).
С 18 лет пел в оперетке, затем изучал пение у Габеля в СПб. консерватории и у Джиральдони в Италии, где и выступал затем некоторое время в опере (Милан, Венеция и др.). 1888—98 Ч. пел с успехом на СПб. Мариинской сцене, которую должен был покинуть из-за приступов болезни.
Лучшие его партии Яго, Фальстаф, Телль. Гастролировал также в Москве и провинции (Киеве, Одессе, Казани и др.). {Риман} Чернов, Аркадий Яковлевич (Чернов — сцен. псевд.; наст. фам. Эйнгорн; наст. имя и отчество Абрам Янкелевич) [17(29). 7. 1858, Ростов-н/Д. — 16. 3(29. 3). 1904, Петербург] — арт. оперу (баритон) и оперетты.
Род. в семье купца. В 1870-х гг. учился в Таганрог. гимназии (здесь дружил с А. Чеховым).
Уйдя из гимназии, поступил в оперетту, к-рая гастролировала в Таганроге.
Позднее выступал в опереточных антрепризах на юге России (в т. ч. в Ростове-н/Д). Пению обучался в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), затем совершенствовался в Милане (у Э. Джиральдони), где выступал в операх и опереттах (особым успехом пользовался в партии Маркиза де-Корневнля); пел также в Милане и Венеции.
В 1886 выступал в Петерб. оперетте (т-р "Ливадия") и в труппах И. Сетова и М. Лентовского (т-р "Аркадия"). В 1886—І900 солист петерб.
Мариинского т-ра (дебютировал в партии Мефистофеля — "Фауст"). В 1891 гастролировал в Париже, Брюсселе и Лондоне, в 1892 — в Лондоне, в 1894 — в Киеве, Одессе, Казани.
Обладал звучным голосом "металлического" тембра и широкого диапазона, не отличавшимся, однако, красотой звучания.
Певец имел яркую сцен. внешность, владел даром худож. перевоплощения.
В нач. творческого пути предпочитал эффектную игру и позу, позднее, совершенствуя сцен. манеру, придавал каждому персонажу, по замечанию критики, "необходимый пластический рельеф". Талант певца высоко ценили Э. Направник и Г. Кондратьев.
Последний отмечал: "Чернов очень хорошо фразирует, у него много огня, чрезвычайно свободно и осмысленно держится". Выступал в основном в операх зарубеж. композиторов и в операх рус. композиторов на общеевропейские сюжеты (Эгист, Олоферн и др.). К числу неудач арт. относятся образы Томского (один из 1 -х исп.) и Владимира Галицкого. 1-й исп. партий: Владимира Галицкого ("Князь Игорь"), Эбн-Хакиа ("Иоланта"), Эгиста ("Орестея"); в Мариинском т-ре — Тонио ("Паяцы"), Альфио ("Сельская честь"); на рус. сцене — Яго ("Отелло" Дж. Верди). Среди лучших партий — Мефистофель ("Фауст"), Сильвио, Сэр Джон Фальстаф, Яго, Амонасро, Нелюско, Сильвио, Тонио, Эскамилио, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Барнаба, Невер, Оберталь, Меркуцио, Тельрамунд.
Др. партии: Верейский, Томский;
Вильгельм Телль, Верховный жрец Дагона, Леско ("Манон"). Партнеры: В. Куза, Т. Любатович, Н. Салина, М. Славина, Ф. Стравинский, Н. и М. Фигнер, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев.
Пел п/у Э. Крушевского, К. Кучеры, Э. Направника.
В 1900, выступая в партии Эскамилио, потерял рассудок.
В течение четырех лет находился в психиатрической больнице, где и умер. Лит.: [Некролог] // Ежегодник имп. театров: Сезон 1903—1904. Вып. 14. Прилож. — СПб., 1902, С. 211—212; Памяти А. Я. Чернова // Петерб. дневник театрала. 1904. № 14. С. 3; Старк Э. (Зигфрид).
Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 99—104; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. —Л., 1974. С 12—13, 44—45.