Черненко Мария Дмитриевна
(1870-е гг. — ?) — арт. оперы (меццо-сопрано) и педагог.
Пению обучалась а Москве.
В 1897—1900 выступала в Частной рус. опере С. Мамонтова, к-рый отмечал, что певица имела "хороший, грудной голос, без всякого музыкального развития, с совершенно незатронутым интеллектом, но с доброй волей и врожденным талантом" (ЦГАЛИ, ф. 799, оп. 1, ед. хр. 36, л. 1). По настоянию С. Мамонтова, занималась вокалом в Париже у Бертрами (лето 1898). В 1901—02 гастролировала в Харькове, в 1902— 03 — в Киеве, в 1903—04 — моск. т-ре "Аквариум", в 1904 — петерб.
Новом летнем т-ре "Олимпия" (антр. Е. Кабанова и К. Яковлева), в 1909—10 — в Казани и Саратове (антр. Кручинина).
В 1911—12 выступала в моcк. Опере С. Зимина, в 1913—14 — в Одессе. "Выдающимся голосом но неровным исполнением — то блестящим, то несколько мелодраматизированным — отличалась недолго, кажется, певшая на сцене Черненко.
В партиях Марфы в "Хованщине" и Жанны д''Арк она показала очень недюжинное дарование, почему-то не получившее должного развития" (С Левин)*. 1-я исп. партий: Анисьи ("Илья Муромец"), Дафны ("Ожерелье"); в Харькове — Марины Мнишек, Далилы, Иоанны д''Арк, Марфы ("Хованщина"). Др. партии: Всеслав ("Аскольдова могила"), Милаша ("Громобой"); Орфей, Анна Болейн, Амнерис.
Партнеры: А. Боначич, Н. Забела-Врубель, П. Иноземцев, А. Секар-Рожанский, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, Дж. Пагани, С. Рахманинова И. Труффи, Л. Штейнберга.
В 1906 концертировала в Н. Новгороде, в 1913 — в Одессе.
Камерный репертуар включал произв.
М. Мусоргского, П. Чайковского, дуэты М. Глинки (исп. в ансамбле с А. Аскоченским).
В 1918 проф. Харьков, конс. Лит.: Левик С. Ю.* Записки оперного певца — 2-е изд. —М., 1962, С 63.