Черепнин Николай Николаевич
— композитор (род. в 1873 г.), ученик Римского-Корсакова.
Состоит преподавателем СПб. консерватории по классу дирижирования.
Главные его сочинения: вступление к "Принцессе Грезе" для оркестра; "Лирическая поэма" для скрипки с оркестром; "Старая песня" (хоры с оркестром); "Песнь Сафо" (с женским хором и оркестром); романсы, фортепьянные пьесы. {Брокгауз} Черепнин, Николай Николаевич — род. 1873; будучи в СПб. университете (юридический факультет), изучал в то же время музыку и по окончании его (1895) поступил в СПб. консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова.
Консерваторию окончил 1898. Сочинения Ч.: Вступление к "Принцессе Грезе" Ростана для оркестра; "Лирическая поэма" для скрипки с оркестром; хоры с оркестром ("Ночь", "Старая песня"), "Песнь Сафо" (для сопрано с женским хором и оркестром), смешанные и мужские хоры (op. 14, премиров. 1902 И. Р. М. О.), романсы и дуэты для пения с фп. и фортепианные пьесы. {Риман} Черепнин, Николай Николаевич (р. 1873) — композитор и дирижер.
В 1908—18 профессор Петербургской консерватории, в 1903—1911 дирижер рус. балета в Париже (Дягилева), в 1918—21 директор Тифлисский консерватории.
С 1921 белый эмигрант.
Эклектичное по существу творчество Ч. обнаруживает сильное влияние Римского-Корсакова, Глазунова и Лядова.
Сочинения Ч.: балеты "Нарцис и Эхо", "Павильон Армиды"; симфониетта, сюита "Золотая рыбка" (по Пушкину) для оркестра; "Песни Сафо" (для сопрано, женского хора и оркестра); лирическая поэма для скрипки с оркестром, ряд мелких инструментальных и вокальных сочинений.
Черепнин, Николай Николаевич (род. 15.V.1873 в Петербурге, ум. 27.VI.1945 в Исси-ле-Мулино, близ Парижа) — рус. композитор, дирижер, педагог.
Муз. образование получил в Петербургской консерватории; ученик Н. Римского-Корсакова.
С 1908 по 1912 проф. консерватории по классу дирижирования.
К числу его учеников принадлежат М. Бихтер, А. Гаук, В. Дранишников, С. Прокофьев и др. С 1908 по 1914 дирижер оперы Петербургского народного дома, в 1909, 1911, 1912 дирижер "Русских сезонов", организованных С. Дягилевым в Париже.
С 1918 по 1921 работал в Тифлисском муз. училище.
В 1921 уехал в Париж. Творчество Ч., в основе своей восходящее к традициям рус. муз. классики (в частности, близкое к творчеству композиторов Беляевского кружка), испытало влияние франц. импрессионизма, музыки Р. Штрауса.
Соч.: 2 оперы; 6 балетов, в т. ч. "Павильон Армиды" (1907), "Нарцисс и Эхо" (1911), "Маска красной смерти" (1916); оратория "Нисхождение святой девы в ад", Песня Сафо для соп., жен. хора и орк.; поэма "Зачарованное царство", муз. иллюстрации к "Сказке о рыбаке и рыбке", драм, фантазия "Из края в край" и др. произв. для орк.; Концерт для фп. с орк. (1911), Лирическая поэма для скр. с орк.; Квартет; пьесы для фп.; романсы, в их числе циклы "Фейные сказки", "Из Гафиза", баллады "Трубный глас", "Мениск", "Победитель", "Конь морской" и др., вок. анс. и хоры, в т. ч. широко известн. "Не плачьте над трупами павших бойцов"; оркестровка оп. Мусоргского "Сорочинская ярмарка". Черепнин, Николай Николаевич Род. 1873, ум. 1945. Композитор, дирижер.
Работал в Мариинском театре (1906—09), Тбилисском оперном театре (1918—21). Дирижер "Русских симфонических концертов", участник "Русских сезонов" Дягилева.
Автор балета "Павильон Армиды" (1907) и др. В 1921 г. эмигрировал.