Цедербаум Александр Осипович
— еврейский писатель (1815—1893). В молодости был подмастерьем-портным; получил образование самоучкой.
В 1869 г. основал в Одессе два органа русских евреев — еженедельные газеты "День" и "Посредник". Последняя в 1870 г. переименована в "Вестник русских евреев" и переведена в СПб. Ц. был также основателем первой в России газеты на еврейском яз. "Гамелиц" (с 1861 г.), редактором-издателем которой он оставался до своей смерти. {Брокгауз} Цедербаум, Александр Осипович (???) — журналист и общественный деятель.
Род. в 1816 г. в Замостье (Люблинской губ.), ум. в 1893 г. в Петербурге.
Отец Ц., часовщик по профессии, был не чужд просветительных идей, и его дом был центром местных прогрессистов.
Поселившись в 1840 г. в Одессе, бывшей тогда главным культурным центром южного еврейства, Ц. стал принимать участие в просветительных учреждениях общины, и когда в 1858 г. появилась известная статья Пирогова "Одесская талмуд-тора", Ц. опубликовал ее в древнееврейском переводе, предпослав ей обстоятельный очерк о еврейском воспитании.
При содействии Пирогова же, Ц. удалось добиться разрешения издавать газету "Ha-Meliz" (см.), сыгравшую столь видную роль в истории еврейского просвещения и литературы.
Первые два года газета выходила на древнееврейском и немецком (еврейскими литерами) языках, а с октября 1862 г. Ц. заменил немецкую часть жаргонным приложением "Kol Мebasser", чем он положил основу жаргонной периодической печати в России.
Наиболее активным и плодовитым сотрудником обоих органов был сам редактор.
В 1871 г. Ц. переехал в Петербург, где, помимо "Ha-Meliz", стал издавать и "Вестник русских евреев"; "Kol Меbasser" продолжал (до конца 1871 г.) выходить в Одессе, так как Ц. не разрешили издавать жаргонный орган в столице.
Лишь в 1881 г. Ц. удалось основать в Петербурге жаргонную газету "Judisches Volksblatt" (см.). Попытка Ц. издавать при "Ha-Meliz" древнееврейский ежемесячник "Ha-Mizpa" (1886) не увенчалась успехом.
Ц. занимался также и общественной деятельностью.
Он много содействовал реабилитации невинно привлеченных по известному Кутаисскому делу (см.); большую сенсацию вызвал в свое время его спор с Лютостанским (см.), которого Ц. вызвал на публичный диспут.
Ц. принимал участие в палестинофильском движении.
Ц. является типичным представителем переходного периода.
Мало образованный, с недостаточно культурно-развитым вкусом, Ц., как литератор, совершенно не приемлем для современного читателя; но в его страдающих чрезмерными длиннотами и бесконечными отступлениями статьях заметно, тем не менее, чутье настоящего публициста, всегда угадывающего удобный момент для возбуждения того или иного общественного вопроса.
Отдавая в течение десятилетий свою исключительную энергию и редкую трудоспособность еврейской журналистике, Ц. стал одним из главных ее творцов.
Как общественный деятель, Ц. слишком часто прибегал к приемам "штадлоним" старого закала; но архаичность приемов скрашивается беззаветной преданностью народным интересам.
Ц. является автором: "Keter Kehuna" (к истории хасидизма, 1868 г.); "Ben ha-mezarim" (повесть, 1864 г.); "Motar Adam" (1868); "Di Geheimnisse vun Berditschew" (описание города Бердичева, 1870 г.). Ср.: Sefer Zikkaron, 97; "Хр. Восхода", 1893, №№ 35—36; "Ha-Assif", VI, 169—71; "Achiassaf", II, 452—454, R. Brainin, Zichronot (1899); А. Friedberg, в Sefer Ha-Schanah, I, 238—253; J. E., XII, 650; S. Zinberg, Kol Mebasser un sein Zeit (Jud. Welt, 1913, I—IV); S. Zitron в "Ha-Olam", 1913, № 11. {Евр. энц.}