Царский Иван Никитич
— известный собиратель русских древностей; умер в Москве 15 июля 1853 г. Имя И. Н. Царского хорошо известно и дорого всякому занимающемуся русской историей и археологией; ему многим обязана наша историческая наука и археология, хотя он вовсе не был подготовлен к прославившему его делу, — последнее было совершенно чуждо его главным занятиям.
Московский 1-ой гильдии купец по званию и занятиям, "чистый старообрядец" по исповеданию, как выражался о нем П. М. Строев, — державшийся церковных книг, напечатанных до патриарха Никона, но не чуждый и новшеств: немецкого платья, театров и клубов, служивший несколько лет сряду депутатом от купечества в правлении четвертого округа Путей Сообщения, И. Н. Царский довольно рано пристрастился к собиранию русских древностей.
Завязавшиеся при этом знакомства с Кубаревым, Бодянским, Строевым, Погодиным и многими др. русскими историками и археологами лишь поддерживали в нем эту страсть.
Уже в 1836 г. в его библиотеке набирается обширная коллекция славянских старопечатных книг, как видно из "Описания" их, составленного в том же году П. М. Строевым; продолжая и потом собирание книг, он настолько увеличил число их, что через пять лет понадобилось новое описание вновь приобретенных книг, что и было исполнено тем же Строевым.
Вместе с книгами Царский приобретал и рукописи, которые по своему достоинству и древности представляли весьма ценное собрание.
По каталогу их, составленному П. М. Строевым в 1848 г. под заглавием "Рукописи Славянские и Российские", видно, что из общего их числа 749 — к XIV в. принадлежало 15 рукописей, к ХV — 28, к XVI — 161, к XVII — 251. Среди этих рукописей Царского впервые были найдены Кубаревым "Похвала Владимиру Ярославова времени", и Бодянским два слова епископа Климента и первое послание блаженного попа Леонта.
С 1848 г. до 1853 г. приобретено было еще свыше 100 рукописей.
Многие из актов, писцовых книг и летописей Царский жертвовал в "Московское Общество Истории и Древностей Российских", которое и помещало их в своих "Чтениях", и в "Одесское Общество Истории и Древностей". Коллекциями его летописей пользовался H. A. Иванов для своих: "Краткого Обзора русских временников, находящихся в библиотеках С.-Петербургских и Московских" (Казань, 1843 г.) и "Общего понятия о хронографах и описания некоторых списков их, хранящихся в библиотеках С.-Петербургских и Московских" (1844 г.); а обширное его собрание древнерусских житий святых послужило главным материалом для известных исследований А. Н. Муравьева и В. О. Ключевского.
Довольно обширное, наконец, было у Царского и собрание древних образов (о них см. в "Записках Имп. Археологического Общества по отд. русской и славянской археологии", т. I). Помимо упомянутых собраний немаловажную заслугу Царского пред исторической наукой составляет и его роскошное издание "Выходы царей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича" (М. 1844 г). Ученые общества отнеслись с большим вниманием к деятельности Царского: Имп. Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете избрало его своим членом-благотворителем, Императорские Археологическое и Русское Географическое Общества — членом-сотрудником, Импер. Публичная Библиотека — почетным корреспондентом, Археографическая Комиссия — членом-корреспондентом, а Одесское Общество Истории и Древностей, Московская Коммерческая Академия и Общество Северных Антиквариев в Копенгагене — действительным членом.
В заключение нельзя не привести известных слов о Царском высоко уважавшего его М. П. Погодина, которые были напечатаны еще в 1849 году, в "Москвитянине", № 2, — "И. Н. Царский во всю свою жизнь уделял часть своих избытков не на мраморные стены, не на бархатные подушки, не на золотые картины, не на лихих рысаков и златокованую сбрую, но на собрание и сохранение драгоценнейших отечественных памятников, во славу Отечества". К счастью, знаменитое собрание рукописей Царского не пропало после смерти собирателя, подобно многим русским собраниям, а было приобретено гр. А. С. Уваровым за 25000 рублей и до сих пор сохраняется в его имении Поречье, служа ценнейшим материалом для русской исторической науки. Некрологи Царского в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1853 г., ч. LXXIX и в "С.-Петербургских Ведомостях", 1853 г., № 160. — Н. П. Барсуков, "Жизнь и труды П. М. Строева" (СПб., 1878 г.) и его же, "Жизнь и труды М. П. Погодина" (т. I—VII, СПб., 1888—1893). В. Рудаков. {Половцов} Царский, Иван Никитич (умер в 1853 г.) — известный собиратель русских древностей, московский первой гильдии купец, "чистый старообрядец", не чуждый, однако, и новшеств: немецкого платья, театров, клубов.
Знакомство с Кубаревым, Бодянским, Строевым, Погодиным и другими историками и археологами способствовало развитию в нем страсти к собиранию древностей.
Уже в 1836 г. по его старопечатным книгам и рукописям составлено было П. М. Строевым "Описание", дополненное пять лет спустя.
По каталогу 1848 г., из 749 рукописей к XIV в. принадлежало 15 рукописей, к XV — 28, к XVI — 161, к XVII — 251. Среди этих рукописей впервые были найдены Кубаревым "Похвала Владимиру Ярославова времени", Бодянским — два слова еп. Климента и первое послание блаженного попа Леонта.
После 1848 г. было приобретено Ц. еще свыше 100 рукописей.
Многие из актов, писцовых книг и летописей он жертвовал в "Общество истории и др. росс.", которое помещало их в своих "Чтениях", и в "Одесское общество истории и древностей". Коллекциями летописей Ц. пользовался для своих трудов Н. А. Иванов.
Обширное собрание древнерусских житий святых послужило главным материалом для исследований А. Н. Муравьева и В. О. Ключевского.
Много было собрано Ц. и древних икон. Немаловажную его заслугу составляет роскошное издание "Выходы царей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича" (М., 1844). Все собранные Ц. рукописи были после его смерти приобретены графом А. С. Уваровым. {Брокгауз} Царский, Иван Никитич почетн. гражд., моск. куп. 1-й гильдии, собиратель рукописей, корреспонд.
Имп. Археограф. комиссии; † 15 июля 1853 г. {Половцов}