Булахов Павел Петрович
— сын Петра Александровича Булахова, певец с.-петербургской Императорской оперы; род. 15 августа 1824 г. в Москве, ум. 15 октября 1875 г. в Петербурге.
Отец П. П. Булахова пожелал дать сыну, прежде всего, общее образование и в 1835 г. определил его в 1-ю московскую гимназию.
Здесь Булахов оставался до 1841 г. Чувствуя сильное влечение к театру и обладая звучным голосом, Булахов, уже после смерти отца, убедил свою мать отдать его в петербургское театральное училище.
В 1842 г., по предписанию директора с.-петербургских Императорских театров А. М. Гедеонова, он поступил в это училище и пробыл в нем до 12 марта 1849 г. 2 июля этого же года Булахов дебютировал на с.-петербургской Императорской сцене в роли Сабинина ("Жизнь за царя"), а вскоре за тем пел партию Иосифа Прекрасного (в опере Мегюля того же названия) и в обеих операх имел успех. Следовавшие затем главные партии в операх "Руслан и Людмила", "Рогнеда", "Аскольдова могила", "Марта", "Русалка", "Волшебный стрелок" и др. окончательно утвердили за Булаховым репутацию прекрасного певца и приобрели ему расположение публики, которым он неизменно пользовался во все время своей артистической деятельности, продолжавшейся более двадцати лет. За это время Булахов выступал более чем в пятидесяти различных операх, причем особенный успех имел в ролях Лоренцо (в "Фра-Диаволо"), Баскари (в "Фенелле"), Финна (в "Руслан и Людмиле"), Княжьего дурака (в "Рогнеде"), Рембо (в "Роберте-Диаволе"), Кампобассо (в "Карле Смелом") и др. Голос Булахова (tеnor di Grazia), не будучи особенно сильным, отличался замечательной мягкостью тембра.
Булахов прекрасно знал музыку, имел отличную методу пения и мастерски владел своими голосовыми средствами.
Одною из его особенностей являлось то, что он обращал внимание исключительно на музыкальную сторону ролей и их отделку в этом отношении и часто совершенно игнорировал содержание партии, не вникая в дух роли и не заучивая слов ее. Помимо русской оперы, Булахов с 1850 по 1855 г. принимал участие в представлениях итальянской оперы, а также русской драматической труппы (в пьесах: "Барская спесь", "Казак стихотворец", "Обезьяна воровка" и других).
Похоронен Булахов на Волковом кладбище.
Некролог в "Театральном и Музыкальном Листке", 1876—1877 г., № 2, стр. 29—31. — В. Морков, Исторический очерк русской оперы. СПб. 1862 г., стр. 113—114. — М. К(ублицкий), "История оперы в лучших ее представителях", Москва, 1874 г. — А. И. Рубец, "Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей", СПб., 1886 г. — "Странности Булахова" ("Пантеон русского и всех европейских театров", 1840 г., № 1, стр. 140—141). — Некрологи: "Иллюстрированная Неделя", 1875 г., № 43; "Голос", 1875 г., № 291; "Петербургский Листок", 1875 г., №№ 185 и 186. — Словари: Брокгауза и Ефрона, Березина, Толля. {Половцов} Булахов, Павел Петрович [15(27)3.1824, Москва — 15(27). 10.1875, Петербург] — арт. оперы (лирич. тенор), драмы, композитор.
Сын П. А. Булахова.
Муж А. Булаховой.
Пению обучался в 1842—49 в Петерб. театр уч-ще (на правах казенного пансионера), по окончании к-рого дебютировал в партиях Собинина и Иосифа ("Иосиф") в петерб.
Каменном Большом т-ре, где пел до 1875. В 1850—55 одновременно участвовал в спектаклях петерб.
Итал. оперы и рус. драм. труппы.
Обладал не очень сильным, но мягким выразительным голосом обаятельного тембра и редкой музыкальностью. "Чудесный был у него голос в молодости, бархатный, свежий, красивый, высокий.
Пел он без особого увлечения и страсти, играл плохо, вернее, совсем не играл, но пел музыкально, с пониманием дела, со вкусом и часто своим исполнением доставлял немалое удовольствие" (Ц. Кюи)*. В вокальном мастерстве соперничал с прославленными итальянскими тенорами di grazia (Гардони, Кальцолари).
Образы, созданные Б., по свидетельству современников, были однотипными, Однако с 1860-х гг. его актер. мастерство возросло, особенно проявившись в комических и характерных партиях. 1-й исп. партий: Мишеля ("Узкие башмаки"), Федора ("Фомка-дурачок"), Альвареца ("Чародей"), Князя ("Русалка" А. Даргомыжского), Агафона ("Вражья сила"), Княжого дурака ("Рогнеда"), Вагоа ("Юдифь" А. Серова), Юродивого ("Борис Годунов", 2-я ред.), Дервиша ("Куликовская битва"), Матвеева ("Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры"), Леслея ("Вильям Ратклиф"); в Петербурге — Красицкого ("Пан Твардовский"); на рус. сцене — Слендера ("Виндзорские кумушки"), Вашека ("Проданная невеста"). Лучшие партии: Собинин, Финн, Артур ("Пуритане"), Эдгар, Лионель ("Марта, или Ричмондский рынок"). По мнению А. Серова, "роскошный, трогательный голос его так выступает чудесно — лучшего Собинина и желать не надобно"**. Др. партии: Баян, Феб; Макс ("Вольный стрелок"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Рембо, Кампобассо.
Партнеры: А. Булахова, Ф. Комиссаржевский, А. Крутикова, И. Мельников, О. Петров, Ю. Платонова, В. Рааб, М. Сариотти.
Пел п/у О. Дютша, К. Лядова, Э. Направника, А. Рубинштейна.
Выступал также в симф. концертах, в т. ч. исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена.
Автор романсов и песен (св. 30), поныне пользующихся популярностью, в т. ч. "Колыбельная песня" ("Ты для меня душа и сила"), "Бывало, к вам душа просилась", "Все в тумане скрылось", "В непогоду ветер воет". М. Балакирев посвятил певцу романс "Мне ли, молодцу разудалому" (1858). Вел также пед. деят-сть. Лит.: Кублицкий M. E. История оперы в лучших ее представителях: Композиторы. — Певцы. — Певицы. — М., 1874. С. 249; Театрал.
Карманная книжка любителя театра. — СПб., 1853. С. 41—42; [Кюи Ц. А.]* Музыкальные заметки // Санктпетербургские ведомости. 1895. 27 окт. № 288; Серов А. Н.**. Критические статьи. — СПб., 1892, Т. 1. С. 457; Яковлев Вас. Первые исполнители опер Даргомыжского // Сов. искусство. 1938. № 21; Штейнпресс Б. Булаховы // Муз. жизнь. 1963. № 18; Его же. Очерки и этюды. — М., 1980. С. 255—256, 333; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 373. 440; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845—1857. — М., 1973. Т. 2. С. 322—323; Сконечная А. Московский парнас. — М., 1983. С. 91—92. Булахов, Павел Петрович оперный певец; † 15 окт. 1875 г. {Половцов}