Будкевич Мария Яковлевна
(наст. имя Ванда) [1869, Бердичев (в нек-рых источ. Варшава) — 1943] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано) и камерная певица.
Сестра Э. Мелодист.
Род. в семье военного дирижера.
Образование получила в пансионе в г. Ченстохове (Польша).
Обучалась в Киев. муз. уч-ще (по кл. ф-п. и виолончели, позднее в кл. пения К. Эверарди), по окончании к-рого в 1893 (в нек-рых источ. 1892) дебютировала в партии Маргариты Валуа на сцене Киев. оперы (антр. И. Сетова), позднее пела в Москве (Товарищество рус. оперных артистов под упр. Н. Унковского, 1895 — ?), Саратове, Харькове, Казани, Вильно и др. городах.
В 1897—98 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Антониды), в 1898—1913 — петерб.
Мариинского т-ра. Гастролировала в Праге (летом 1900, в составе Товарищества рус. оперных артистов, организованного М. Долиной), в Риге (1903), Кисловодске (1904), Петербурге (т-р "Олимпия", 1905). Обладала звучным, красивым голосом "серебристого" тембра, мягкой природной колоратурой и драм. дарованием. 1-я исп. партий: в Мариинском т-ре — Голоса лесной птички ("Зигфрид"); на рус. сцене — Гиты ("Далибор"), Гельмвиги ("Валькирия"). Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Маргарита Валуа, Микаэла.
С большим успехом выступала в операх Р. Вагнера ("Тангейзер", "Валькирия", "Зигфрид", "Золото Рейна", "Гибель богов"). Др. партии: Горислава, Ярославна ("Князь Игорь"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Татьяна, Марфа ("Царская невеста"), Ноэми, Поппея;
Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Маргарита ("Фауст"), Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Берта ("Иоанн Лейденский"), Виолетта, Джильда, Офелия, Миньон, Недда, Сантуцца, Галька, Лакме, Олимпия.
Партнеры: А. Брагин, А. М. Давыдов, Л. Донской, И. Ершов, Д. Смирнов, И. Тартаков, Ф. Шаляпин, Д. Южин. Пела п/у Н. Алмазова, Э. Направника, Дж. Пагани, И. Труффи.
Выступала и как камерная певица.
В 1909 совершила конц. турне по городам Сибири вместе с И. Тартаковым.
Выступала в симф. концертах, исп. сольные партии в Реквиеме В. А. Моцарта (1907, в ансамбле с А. М. Лабинским, Е. Збруевой, К. Серебряковым), в 9-й симфонии Л. Бетховена (с 1898; в 1901 пела п/у В. Сафонова), в кантате "Свитезянка" Н. Римского-Корсакова (1898). Записывалась на грампластинки в Петербурге ("В. И. Ребиков", 1903; "Пате", 1903; "Граммофон", 1907). Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1899. Вып. 2. С. 29; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2; Чешихин В. Е. История русской оперы (с 1674 по 1903). — М.; Лейпциг, 1905. С. 536—537.